5
(1)

Традиционно искусство Возрождения делят на четыре этапа:

  • Проторененессанс ( 2 половина XIII века — XIV век
  • Раннее возрождение (начало XV — конец XV )
  • Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
  • Позднее Возрождение (середина XVI — 1590-е годы)

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи — живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Его жизнь опровергает ходячее мнение о том, что даже гениальный человек, слишком разнообразящий сои знания, не достигает ничего прочного. Работая во всех областях знания и искусства, он везде был оригинален и велик.

Он является великим первооткрывателем среди художников Высокого Возрождения, обогативший искусство новыми приемами и новыми трактовками известных сюжетов.

Рождение .- Детство. — Учителя Леонардо

Леонардо да Винчи был незаконным сыном флорентинского нотариуса синьора Пьеро да Винчи. Отец Леонардо еще в молодых летах влюбился в простую деревенскую девушку Катарину; говорят, что она была поразительной красоты и что в ранней молодости сам Леонардо чрезвычайно походил на мать. Будучи незаконнорождённым, Леонардо имел, кроме того, последовательно трех мачех — законных жен Пьеро; можно было бы поэтому предполагать, что детство Леонард прошло не особенно радостно ; но на самом деле вышло наоборот. Красавец- мальчик, отличавшийся при этом необыкновенным умом и приветливым характером, стал всеобщим баловнем и любимцем. О матери Леонардо да Винчи сохранилось мало сведений. Известно только, что после первой женитьбы Пьеро, Катарина прекратила почти всякие отношения с обольстившим ее синьором и даже вышла замуж за какого-то крестьянина. Вскоре после того Катарина умерла, а Пьеро взял маленького Леонардо в свой дом, где он и воспитывался.

Несомненно, что не только наружность, но и значительную долю умственных качеств Леонардо унаследовал не от отца, а от умершей в неизвестности матери-крестьянки, но своим воспитанием и образованием он в значительной мере, был обязан отцу, который хотя и отличался некоторой скупостью и даже жадностью к деньгам, однако никогда не жалел ничего для старшего сына. Впрочем, обучение стоило в те времена во Флоренции недорого.

Леонардо да Винчи в ранней юности получил основательную математическую подготовку и до самой смерти продолжал, время от времени, заниматься математикой. Кроме математики Леонардо да Винчи усердно занимался древними языками и историей, и его сочинения и художественные произведения свидетельствуют о глубоком знании классического мира. В виде развлечения Леонардо занимался также музыкой, играл на скрипке и на арфе и достиг такого совершенства, что был одним из самых модных учителей музыки.

Первоначальную художественную школу прошел Леонардо да Винчи под руководством одного из лучших тогдашних флорентинских скульпторов и живописцев, известного как Андреа Верроккьо. Он приучил юного Леонардо не только к добросовестному труду, но и к точному наблюдению природы, указывая ему, между прочим, на необходимость основательного изучения анатомии.

Леонардо да Винчи поступил учеником в мастерскую Верроккьо в четырнадцатилетнем возрасте. Двадцати лет от роду, в 1472 году, Леонардо был провозглашен «мастером», но тем не менее, вследствие привязанности к учителю, оставался в его мастерской еще в течение пяти лет.

Юность. Ученик поправляет учителя. Мифологические картины. Первые серьезные работы.

Леонардо имел хороших учителей, но более всего учился у самого себя. Необычайная разносторонность его натуры обнаружилась еще в ранней молодости. С детства он «владел пером» в самом широком смысле слова, рисовал, писал и вычислял шутя. В детстве мальчик уже славился умением рисовать карикатуры. Кроме наук и искусств он в молодости много занимался физическими упражнениями, превосходно ездил верхом, отлично косил и рубил дрова. Прекрасный пловец, великолепный всадник, грозный боец на шпагах» — пишет о нем один биограф. Отличный товарищ в кругу молодых людей, Леонардо имел многих друзей, но еще больше того любил общество прекрасных флорентинок, у которых пользовался большим успехом. Все было на стороне юного художника: красота, сила, ловкость в танцах, все, что нравилось и нравится женщинам, к тому же выдающиеся и привлекательные таланты — живопись, музыка, даже поэзия. Леонардо бывал на всех балах, на всех концертах, участвовал во всех блестящих кавалькадах, его прозвали волшебником за умение одушевлять и очаровывать общество. Он сочинял мелодии для танцев, писал слова и музыку для серенад, импровизировал сонеты, из которых сохранился только один элегического, скорее философского, чем любовного характера.

Этот юноша вел самую разнообразную жизнь, нельзя сказать чтобы беспорядочную, потому что она была вполне в нравах того веселого времени, и еще более потому, что Леонардо умел из самой этой жизни извлекать художественный материал. Его знала вся Флоренция, и часто этот весельчак, превращаясь в серьезного мечтателя, задумчиво блуждал по улицам города, в мягкой суконной шляпе темном плаще, модных кожаных или бархатных башмаках и всегда с записной книжкой за поясом- сюда он вноси заметки о виденном и слышанном, здесь же набрасывал свои первые грубые эскизы.

Леонардо много учился и много влюблялся, но его лучшей учительницей и самой дорогой любовницей была природа. «Одна только природа — наставница высших умов», — сказал он, предвосхищая мысль Бэкона. Но надо не только наблюдать, а также размышлять о наблюдаемом. «Теория — полководец, практика — солдаты», — сказал Леонардо, и на деле всегда следовал этому изречению.

Первой серьезной работой Леонардо да Винчи было изображение одного из двух ангелов, фигурирующих на лучшей из картин его учителя Верроккьо, а именно «Крещение Христа». Об этой картине составилась целая легенда. Она гласит, что написав Иоанна Крестителя и Христа, Верроккьо, хотел во что бы то ни стало изобразить двух ангелов, благоговейно созерцающих происходящее в их присутствии великое событие. После долгих неудачных попыток Верроккьо написал одного ангела, нельзя сказать чтобы весьма удачно, но другой положительно не удавался и художник временно оставил картину неоконченной. Воспользовавшись отсутствием учителя, Леонардо, в то время еще мальчик, взял кисть и нарисовал другого ангела. Возвратившись и увидев работу ученика, Верроккьо был так изумлен, что воскликнул: «Если ты, почти не учившись, сразу превзошел меня, возьми мою палитру, а я опять возьмусь за резьбу». Не ограничившись фигурой ангела, мальчик-живописец переделал и усовершенствовал почти всю картину учителя, начиная с фигуры Христа и кончая руками первого, написанного учителем, ангела. Что касается второго, вполне не удавшегося Верроккьо ангела, то Леонардо попросту замазал его краской — следы этой работы заметны до сих пор на картине — и сверху написал другого. Тропический ландшафт также, по всей вероятности, принадлежит Леонардо, и из-под скал и воды виднеющейся вдали еще ясно заметны следы первоначального ландшафта, написанного Верроккьо. Только фигура Иоанна Крестителя, по-видимому, принадлежит исключительно Верроккьо и, без сомнения, составляет венец его художественного творчества.

Верроккьо, Леонардо да Винчи. Крещение Христа.

В самые первые годы вполне самостоятельной деятельности Леонардо усиленно учился и нарисовал множество эскизов и этюдов, из которых особенно важны головки, по преимуществу женские. Почти каждая из таких головок выражает какое-нибудь чувство — то тихую грусть, то благоговение, то радостную надежду. Но и в чисто техническом отношении эти ранние рисунки Леонардо имеют важное значение. Вместо того, чтобы, по тогдашнему обычаю, обрабатывать рисунок перекрестными штрихами, Леонардо употребляет тонкие параллельные штрихи. Наблюдая природу, изучая эффекты света и теней, Леонардо убедился, что в природе почти нет резко ограниченных линий, и вместо них он пользуется переливами и полутенями. По словам самого Леонардо, переход от света к тени «подобен дыму».

Первыми серьезными работами Леонардо были две картины «Благовещение».

Первая из них, находящаяся теперь в Лувре, была написана им в восемнадцатилетнем возрасте и может считаться его первым крупным произведением. Леонардо да Винчи в своей первой картине «Благовещение» уже старается, по возможности, обойтись без всякого символизма и заменяет сухую аллегорию движением и жизнью. Мы не видим ни херувимов, витающих под потолком на картинах многих прежних художников, ни Святого Духа в виде голубя, ни неизвестно откуда появившихся в комнате облаков. Со смелостью свойственной юному гению, Леонардо впервые решается перенести место действия на свежий воздух, под открытое небо, что дает ему возможность обставить действие прекрасным пейзажем. Святая Дева изображена реально, с сохранением еврейского типа. Преклонив колени, благоговейно скрестив руки на груди, опустив глаза, она слушает ангела, который с радостной и немножко лукавой улыбкой сообщает ей благую весть.

Только крылья ангела и два поднятых пальца согласуются вполне с традицией итальянских иконописцев. Но чудный дерн, но цветущие лилии, веселый пейзаж, живописные группы дерев, река, окаймленная холмами — все эти подробности, дополняющие впечатление, принадлежат счастливому воображению художника.

Леонардо да Винчи. Благовещение.

На этом, однако, не остановился Леонардо. Два года спустя он берется за тот же сюжет. Окончательным плодом этого вдохновения была вторая картина «Благовещение», хранящаяся во Флоренции. По сравнению с первой здесь новый шаг вперед. Ангел уже не улыбается лукаво, он стал серьезен и задумчив, недаром сам Леонардо повзрослел на два года. Зато Святая Дева значительно помолодела. Это уже не еврейская женщина лет двадцати, как на первой картине, а совершенно еще юная флорентинская красавица. Радостно — удивленно слушает она серьёзные, почти непонятные ей слова ангела. Невольным движением руки отстраняет она благую весть, которая ее столько же радует, сколько и пугает. Пейзажная рамка почти та же, что и в первой картине: тот же душистый дерн и отдоенные кипарисы, еще дальше вода и скалы. Стена дома, близ которого происходит действие отделана тщательнее и с еще большим, чем прежде, знанием перспективы, а столик, на котором лежит книга — ангел застал Деву во время чтения, превратился на этот раз в художественное чудо. С такою же любовью написаны малейшие складки платья Девы, превосходно обрисовывающего ее грациозную фигуру и девический стан.

Леонарда да Винчи. Благовещение.

Леонардо в Милане. — Людовико Моро. — Чечилия Галлерани.

По приглашению миланского герцога Лодовика Моро Леонардо, уже свалившийся во всей Италии как один из первых живописцев и один из лучших учителей музыки, приехал в 1483 году в Милан.

Лодовико Моро — весьма любопытный представитель тогдашней эпохи, и отношение к нему Леонардо да Винчи настолько повлияло на судьбу великого художника, что совершенно необходимо охарактеризовать этого герцога, представлявшего собой смесь самых разнообразных качеств.

Людовико боялся убийц, но сом был убийцей: он отравил своего племянника и охотно отравил бы племянницу Катарину, знаменитейшую амазонку того времени. Этот мелкий тиран бы рабом своих любовниц, пока они ему не надоедали. Он любил музыку, вероятно потому, что заглушал ее звуками постоянно тревожившие его опасения. В любви к сладким звукам он сходился с Нероном и с Саулом.

К такому человеку попал Леонардо и вскоре стал для Лодовико необходимым товарищем. В свою очередь Леонардо, всегда интересовавшийся внешней эксцентричностью, не мог не заинтересоваться этим душевно ненормальным типом. Но даже среди этой обстановки Леонардо стремился к идеалу и иногда находил его совершенно неожиданным образом и при обстоятельствах, сильно скандализировавших некоторых благочестивых историков искусства.

Посреди окружавшего его придворного шума и разврата Леонардо замышлял чисто идеальные сюжеты поразительной красоты. Некоторые писатели обвиняли Леонардо в кощунстве, это смелая мысль изобразить прекрасную любовницу герцога, Чечилию Галлерани в виде святой. Галлерани была в действительности чрезвычайно хороша собой и восхитительно играла арфе. Игорая с нею дуэты, Леонардо мог уловить самые тонкие ее качества. И кто знает, насколько картина облагородила и идеализировала черты лица женщины, послужившей натурщицей?

Дама с горностаем. Портрет Чечилии Галлерани

Герцог Лодовико Моро сорил деньгами налево и направо, но как часто случается с подобными ему людьми, менее всего был склонен оплачивать самый добросовестный, самый гениальный труд. Леонардо да Винчи жил поэтому около роскоши, но далеко не в роскоши.

Леонардо да Винчи было тридцать с небольшим лет, когда он вскоре после приезда в Милан начал по поручению герцога, проектировать статую Франческо Сфорца, не дошедшую до нас, как и весьма многие капитальные произведения Леонардо. Конная статуя была особенно по душе Леонардо, который сам был превосходным всадником, любил лошадей и изучал их с самого начала своей художественной деятельности. В 1493 году Леонардо наконец счел окончательной свою модель нового памятника Франческо Сфорца. Несомненно, что на продолжительность этой работы значительно повлияли неблагоприятные условия, в которых находился художник, живя при дворе Лодовико. Но мы уже знаем, как строг был к самому себе творец этого произведения, изумившего всю Италию.

В 1490 году Леонардо основал в Милане знаменитую Академию, получившую его имя. Среди манускриптов Леонардо есть многие составляющие, по-видимому, программы лекций, которые он читал в Академии.

Герцог Лодовико с любопытством следил за опытами Леонардо, интересовался его планами, но не давал на них ни гроша, предпочитая устраивать роскошные игрища и дарить Леонардо драгоценные, но ненужные подарки. Для герцога Леонардо был прежде всего устроителем празднеств. Ни одного большого праздника не обходилось без деятельного участия Леонардо. Великий художник должен был декорировать залы, строить триумфальные арки. Даже религиозные празднества не обходились без участия Леонардо. Однажды понадобилось перенести гробницу святого Киодо. Леонардо тотчас предлагает свои услуги, он сооружает машину из блоков и веревок и облегчает труд рабочих.

В эти годы в жизни покровителя Леонардо, герцога Лодовико, произошел переворот. Этот запятнанный кровью развратник женился на Беатриче д»Эсте, прекрасной , кроткой и нравственной женщине, любившей мужа и прощавшей ему многое; Лодовико был не в силах окончательно бросить прежней жизни: он, как и всегда, имел несколько любовниц, но нрав его значительно смягчился и женою он вел себя как самый кроткий из мужей. Само собою разумеется, что устроителем брачных празднеств был Леонардо, который, несмотря на свои сорок лет, несмотря на свою красоту и мужественность, сам и не думал о женитьбе. У Леонардо не хватило на это времени. Теперь, с женитьбой герцога, у него появились новые занятия и новые заботы. Надо было угодить не только хозяину, но и хозяйке.

Об интимной жизни Леонардо в этот период его жизни не сохранилось почти никаких сведений. Вся жизнь Леонардо, так сказать ушла в его художественную и научную работу и в те навязанные ему занятия, которым он, как и всему, предавался с жаром и любовью.

В 1497 году Леонардо был сильно опечален смертью молодой герцогини Беатриче, постоянно страдавшей и молившейся за своего мужа, который, без сомнения, любил ее больше, чем всех своих любовниц, взятых в совокупности, но слишком привык к гаремной жизни. За несколько дней до своей внезапной смерти от родов Беатриче впала в религиозный экстаз. Она постоянно говорила о смерти и как будто готовилась к дальнему путешествию.

Смерть жены была для герцога Лодовико внезапным ударом. Отчаянию его не было предела. Наконец он призвал к себе Леонардо да Винчи, рыдая, бросился в его объятия и умолял его соорудить для Беатриче великолепный мавзолей.

Что всего замечательнее, необычайная поспешность, с которой Леонардо окончил модель мавзолея: вообще он не любил спешить, но на этот раз будто чувствовал себя в долгу. Какое глубокое впечатление произвела на Леонардо смерть герцогини видно из того, что под впечатлением этого горестного события он задумал свое величайшее произведение — «Тайную вечерю» и окончил его необычайно быстро. Менее года понадобилось художнику для этого произведения, которое было вполне закончено в начале 1498 года. Леонардо приходил рано утром в монастырь, бегом взбирался на свои леса (картина Леонардо, написанная масляными красками, имела характер стенной живописи и даже сохранила название фрески).Здесь, забывая даже о пище, Леонард работал не покидая кисти с восхода солнца до тех пор пока совершенная темнота не делала работу положительно невозможною. Зато иногда проходило дня три-четыре, когда Леонардо даже не прикасался к картине. Он, однако, приходил и проводил подле нее час или два, со скрещенными на груди руками. Он созерцал свои фигуры и, по-видимому, сам критиковал их. Иногда же, придя в монастырь, он поспешно делал два- три мазка кистью и затем тотчас уходил.

Гете в одном из своих сочинений говорит, что каждая из фигур «Тайной вечери есть превосходный портрет. Это слишком слабо сказано: каждая представляет собой нечто выше портрета, а именно тип. Этот великий художник, когда ему надо было ввести какую-либо личность в одну из своих картин, сначала задавался вопросом о качествах данной личности: благородна ли она или вульгарна, весёлого или сурового нрава, следует ли изобразить ее тревожной или спокойной, старой или молодой, доброй или злой. Ответив после долгих размышлений на эти вопросы, Леонардо старался вращаться в обществах, где обыкновенно встречаются люди сходного типа. Он внимательно наблюдал их движения, физиономии, ухватки; как только попадалась малейшая черта, годившаяся для его замысла, он ее отмечал карандашом в маленькой записной книжке, которую всегда носил с собою. Когда после долгих поисков, художник наконец убеждался, что собрал достаточное количество материала, только тогда он брался за кисть». Ясно почему да Винчи иногда писал с утра до вечера, тогда как проходили дни, когда он вовсе не писал или делал «два-три мазка». Над было собрать материал и, что еще важнее продумать его.

Винчи окончил наконец Христа и одиннадцать апостолов; но он никак не мог окончить Иуды и сделал только туловище. Головы все еще не было, и художник не продолжал свою работу. Необходимо было дать Иуде физиономию, вполне соответствующую столь чудовищной подлости, но он никак не мог найти ни одного злодейского лица, которое бы его удовлетворяло. Наконец Леонардо нашел походящую фигуру, он на месте набросал главные черты, соединил их с теми, которые собрал уже в течение года и затем быстро закончил свою фреску.

«Тайная вечеря» Леонардо а Винчи сама по себе создала целую школу. Не говоря уже о множестве копий, эта картина была родоначальницей целого рада картин, миниатюр, мозаик. Монастырь Санта-Мария делле Грацие превратился в музей, воспитавший несколько поколений художников. О Леонардо можно сказать, что он в живописи создал настоящий тип Христа и апостолов, подобно тому, как Рафаэль создал настоящий или наивысший тип Мадонны.

Леонардо да Винчи. Тайная вечере.

При всем том он был беден и из пенсии, получаемой от герцога, не имел даже «чем кормить своих лошадей». Чтобы заработать что-либо, он вынужден был иной раз посылать в какой-нибудь монастырь наскоро написанную Мадонну, иначе ему пришлось бы терпеть голод и холод. Лишь накануне своего падения миланский герцог подарил Леонардо землю под виноградник, разрешив на ней «строить, что ему вздумается, разводить сады и и делать, что ему или его потомкам или наследникам будет угодно.

Рисунков за это время было сделано бесчисленное множество. Сохранилась записка Леонардо, в которой перечислено около 40 рисунков, сделанных в 1497 году.

В то время, когда Леонардо писал свою «Вечерю», любимыми его учениками были Салаи и Мельци. Обоих он называл своими сыновьями: первый был, быть может, его сыном не только по духу, но и по крови. Этот прекрасный юноша с русыми волосами, говорят, лицом походил на Леонардо. Но кто была героиня романа Леонардо? Мельци был более близок к Леонардо по духовному родству: его кисть почти кисть учителя, лишь более женственная и менее выразительная. Ученики Леонардо боготворили учителя. Он умел сделать самый тяжелый труд приятным, но не терпел лености. В его мастерской было весло, он не требовал труда выше сил и способностей.

Наступил 1499 год и в жизни Леонардо да Винчи произошел крутой перелом.

Сам Леонардо описывает события того года нескольким лаконичными фразами, набросанными на обложке двенадцатого тома его рукописей. Одна из этих фраз гласит: «Герцог потерял государство, имущество и свободу, и затеянные им дела не были им кончены».

Накануне падения герцога Лодовико денежные дела его были так плохи, что он перестал платить Леонардо даже маленькую пенсию, которую тот получал. Леонардо оставалось одно — возвратиться туда, где он провел юность, во Флоренцию.

В Милане Леонардо оставлял все: свою Академию, два своих капитальнейших произведения, одно из которых было уже изуродовано, другое — его «Тайная вечеря» — было оставлено на милость победителей. Два верных ученика сопровождали художника.

Возвращение во Флоренцию.

Но Флоренция была уже не та, какой оставил ее Леонардо около двадцати лет тому назад, да и сам он был не тот. Годы сделали свое, сны молодости исчезли безвозвратно.

Не имея возможности работать над большими картинами, которых никто ему не заказывал, Леонардо был вынужден писать портреты.

Из этих портретов, преимущественно женских, прославились в особенности два — Джиневры Бенци и Лизы дель Джокондо, иначе называемой «Мона Лиза» или «Джоконда». Многие современные и позднейшие поэты воспели красоту обеих этих флорентинок. Джиневра считалась красивейшей девушкой во всей Флоренции, Мона Лиза, третья жена пожилого флорентинца Франческо дель Джокондо, славилась среди замужних женщин.

Леонардо да Винчи. Портрет Джиневры Бенци.

Чтобы достичь совершенства в написании портрета Джоконды, изобретательный Леонардо, между прочим, употребил такое средство: пока Мона Лиза позировала, подле нее постоянно находились певцы, музыканты и шуты, с целью постоянно поддерживать в ней приятное и веселое настроение духа и избежать утомленного, меланхолического выражения, почти неизбежного в портретной живописи. И действительно, Леонардо совершил настоящее чудо.

Некоторые французские писатели стараются доказать, что Мона Лиза стала любовницей Леонардо да Винчи. Слово слишком грубое, и доказательства не вполне убедительные. Эти ужасные люди открыли, что супруг Моны Лизы, вступивший в третий брак, был уже не очень молод. Однако они забыли, что самому Леонардо было в то время не двадцать лет, а пятьдесят и что поэтому ссылка на возраст мужа Моны Лизы теряет значение. Гораздо основательнее замечание, которое подчеркивает то странное обстоятельство, что муж Моны Лизы согласился продать потрет жены за весьма приличную сумму королю Франциску I. Этот факт, характеризующий отношение мужа к жене и к произведению Леонардо, действительно дает ключ к разрешению загадки. Тут видны и ревность, и неуважение к личности жены, и алчность к деньгам. Такого мужа простительно было променять на Леонардо. Что касается художника, то наилучшим фактом, свидетельствующим о его чувствах к Моне Лизе, является его картина — «Джоконду» трудно назвать портретом, это больше чем портрет, это «песня торжествующей любви». Как бы ни был велик гений Леонардо, сомнительно, чтобы он мог создать «Джоконду», если бы художник был влюблен только в картину.

Леонардо да Винчи. Джоконда.

Вскоре дела Леонардо во Флоренции наконец поправились. Декретом Флорентинской республики ему поручено был написать фрески в зале Совета, и канцлер республики выдал ему вперед довольно крупную сумму.

Однако после этого началось памятное в истории искусства состязание между Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Был устроен конкурс на композицию картины, которой собирались украсить большой зал Совета. Власти республики обратились к двум знаменитейшим зудожникам того времени — Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Микеланджело был в высшей степени серьезным и опасным соперником даже для такого мастера, как Леонардо.

Более скульптор, чем живописец — тогда как Леонардо был прежде всего живописец, а потом скульптор — Микеланджело имел то неоспоримое преимущество, что быстро выбирал сюжеты, приноравливал их к своей «скульптурной» манере и работал необычайно скоро. Современники сравнивали Микеланджело с быстроногим Ахиллесом, Леонардо — с величавым, но медлительным Агамемноном. Разносторонность знаний и способностей — единственная черта, сближавшая обоих противников.

Один старинный историк уверяет, что победителем в этой борьбе был признан Микеланджело; гораздо вероятнее предположение, что ни один из двух не был признан победителем; по крайней мере, достоверно известно, что флорентинские власти, не желая оказать преимущество ни одному из двух соперников, не заказали картины, предоставляя им, если они того пожелают, писать на собственный страх.

Леонардо отправился к канцлеру республики и возвратил деньги. «Республика достаточно богата, чтобы не отнимать денег у искусства», — с достоинством возразил канцлер.

Рим. Папа Лев X. «Святое семейство». Влияние Леонардо на Рафаэля.

Жизнь во Флоренции, где остроумный Микеланджело не давал Леонардо прохода своими сарказмами, вскоре стало невыносимой и наконец, он счел возможным последовать приглашению французского короля Людовика XII, который любезно-повелительно звал его к себе. Леонардо последовал приглашению Людовика XII и прибыл в Милан, где, тотчас по приезде, получил титул «королевского живописца» с приличным содержанием.

Однако, война продолжалась с переменным успехом еще три года. Это время было самым тяжелым для искусства. Единственным прибежищем оставался Рим. Леонардо собрал своих любимых учеников и, как древний пророк, оставил негостеприимный край.

В Риме путников ожидал самый радушный прием. Папа Лев X осыпал Леонардо похвалами и сказал ему: «Работай во славу Божию, Италии, папского престола и твою собственную». Леонардо обещал взяться за работу. Но он не мог вдохновляться по заказу, а написать что-либо посредственное для папы не хотел. Леонардо замышлял грандиозный сюжет и хотел на этот раз достичь небывалого технического совершенства и прочности красок. Но Лев X торопил художника. На что Леонардо ответил «чтобы написать произведение, достойное его святейшества, надо торопиться медленно»

В Риме Леонардо начал и окончил свое «Святое семейство»: именно эту картину он готовил для Льва X. Эта картина известна в России более чем какое0либо иное произведение Леонардо да Винчи, так как находится в Эрмитаже. Она была приобретена Екатериной II.

Святое семейство. Леонардо да Винчи. Эрмитаж.

Все истинные знатоки искусства признают «Святое семейство» одним из гениальнейших произведений живописи. Все, кто видел эту картину в галерее Эрмитажа, признают, что это дивное произведение столь превосходною и столь похожею на произведения Рафаэля, что ее отметили шифром Леонардо, чтобы ее не приписали Рафаэлю. Этот шифр изображающая буквы Л.Д.В. ясно виден на картине.

Еще один шедевр Леонардо в Эрмитаже — это картина «Мадонна Литта»

В то время в Риме, кроме Леонардо, находился юный Рафаэль, который был восторженным почитателем и даже учеником, если только величайший из итальянских живописцев имел учителя. Во всяком случае, Леонардо повлиял на Рафаэля гораздо глубже и в лучшем направлении, нежели сухой и резкий Перуджино. Картины Леонардо, его Мадонны и его рисунки «открыли Рафаэлю глаза». Многие из замечательных работ Рафаэля находятся в генеалогической связи с рисунками Леонардо, и главным образом с теми, которые относятся еще к эпохе молодости да Винчи.

Когда Леонардо прибыл в Рим, Рафаэль был на вершине своей славы. Он принял Леонардо как лучшего друга, почти как отца, но, увлеченный своей земной любовью и неземными идеалами, слишком юный по сравнению с Леонардо, Рафаэль не мог быть его товарищем.

Как говорилось ранее, существовало весьма сильное соперничество между Леонардо да Винчи и Микеланджело. Лев X призвал Микеланджело в Рим с целью выполнить фасад Сан Лоренцо. Как только Леонардо узнал, что Буонарроти окончательно поселился в Риме, он уехал во Францию.

Не следует забывать, что несмотря на смерть Людовика XII, Леонардо постоянно продолжал числиться «живописцем короля Франции», и рыцарский, умевший ценить искусство и уважать гений Франциск I не мог не вспомнить о «своем» живописце.

Во время пребывания в Риме Леонардо да Винчи, кроме «Святого семейства» и одной «Мадонны», написал немного.

Леонардо да Винчи и Франциск I. Французский двор. Завещание. Смерть.

Как только Франциск I вступил в Милан, он пожелал увидеть «Тайную вечерю» и поспешил посетить церковь Санта-Мария делле Грацие. Увидев гениальное произведение, король пришел в такой восторг, что захотел перевезти картину, писанную, как известно, фреской, во Францию, «хотя бы для этого пришлось перевезти всю церковь». Лучшие тогдашние архитекторы и механики старались угодить королю, но в конце концов признали задачу невозможной. «Хорошо, — сказал король, — пусть картина остается. Я не могу перевезти картины, но могу взять с собой художника. Он напишет мне другие, столь же гениальные произведения».

Приняв Леонардо почти с царскими почестями, король взял с собой художника в Павию, где дал блистательных празднеств. Затем Леонардо сопровождал короля в Болонью, где художник встретился с папой Львом X, на этот раз при обстоятельствах весьма отличных от прежних. Чтобы отомстить надменному папе за участие в интригах, Леонардо, как говорят, заговорил с римским первосвященником любезно-покровительственным тоном. Сверх того, он нарисовал несколько карикатур, изображавших папу и его ближайших советников.

Когда великий Леонардо да Винчи прибыл во Францию, он был предметом такого идолопоклонства, что, будучи в возрасте шестидесяти четырёх лет, изменил моды. Король и весь двор копировали его костюм, его бороду и его прическу. Действительно, влияние, оказанное итальянским художником на французский двор, было громадно. Без его советов и указаний не обходилось ни одно придворное торжество. Вообще во Франции жилось весело. Но Леонардо был не в таком уже возрасте, чтобы часто участвовать в подобных празднествах.

Королем в первый же год прибытия художника во Францию Леонардо было подарено поместье Ле-Клу, иначе Кло-Люсе, в котором он и находил уединение, причем ему была назначена прилична пенсия.

Франциск I привез Леонардо, воображая, что привезет с собою сотни гениальных художественных произведений. К сожалению, он ошибся. По приезде во Францию Леонардо да Винчи почти бросил кисть и даже перо. В течение более чем трёхлетнего пребывания на чужбине он не создал ничего замечательного. Несмотря на самые упорные поиски французских художественных критиков, им не удалось найти почти ничего написанного Леонардо во Франции. Единственное указание на два больших портрета, написанных Леонардо — это портреты короля Франциска I и его супруги Клавдии. Это был долг, уплаченный Леонардо за гостеприимство, оказанное ему королем.

Ровно ничего оригинального нельзя найти и в завещании Леонардо, исключая мелочные подробности, которыми он желает обставить свои похороны, да еще разве странные для нашего слуха: «Прежде всего он (Леонардо)поручает свою душу нашему владыке Господу Богу, славной Деве Марии, монсеньору святому Михаилу и всем блаженным ангелам и святым мужеского и женского пола в раю». Назначив себе по возможности пышные похороны, Леонардо требует, чтобы по нему были отслужены три большие и 30 малых панихид и чтобы на его похоронах было 60 факелов, несомых 60 нищими. Много изучая анатомию и медицину, он, быть может, боялся быть погребенным заживо, чем объясняется отчасти значительное количество назначенных им месс.

Еще 23 апреля 1518 года было написано это завещание, через год Леонардо скрепил его королевской печатью. Девять дней спустя, 2 мая 1519 года Леонардо скончался после довольно продолжительной болезни, шестидесяти семи лет от роду.

Чувствуя близость кончины, он занялся исключительно истинами святой католической религии. Скорбя о своих грехах, больной исповедался со смирением и, приготовляясь набожно принять причастие, приподнялся, хотя не мог стоять. Друзья и слуги поддерживали его, король, часто посещавший его по-приятельски вошел как раз в эту минуту. Король встал и стал поддерживать ему голову, чтобы облегчить страдание, но божественный художник как будто почувствовал, что не может надеяться на еще высшие земные почести, и испустил дух в объятиях короля.

Эпитафия гласит: «Леонардо да Винчи. Что еще сказать? Его божественный гений, его божественная рука заслужили ему честь умереть в объятьях короля»

«Его искусная рука, более всякой другой, умела располагать для утехи глаз тени и краски. Он обладал тайной воспроизводить тела людей и даже воздушные образы богов. Его кисть давала жизнь лошадям»

Великий Леонардо да Винчи

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Похожие статьи