5
(4)
Джотто. Бегство в Египет. Фреска.

Отдаление от тенденций пламенеющий готики искусства Италии долгое время стояло особняком и двигалось по собственному уникальному пути, испытывая сильное влияние византийских канонов. Все шло своим чередом, пока в XIV веке один смелый мастер живописец не начал менять византийский канон, наделяя божественный мир своих произведений земными чертами. Художником этим был гений Проторенессанса Джотто ди Бондоне, творчество которого навсегда изменило европейское искусство, пробудив интерес к личности человека. Потом эту идею подхватят и разовьют философы и художники эпохи Возрождения.

Традиционно искусство возрождения делят на четыре этапа:

Проторенессанс (2-я половина XVIII века — XIV век)

Ренессанс Возрождение (начало XV — конец XV века)

Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)

Позднее Возрождение (середина XVI — 1590-е годы)

Джотто ди Бандоне — итальянский художник и архитектор, гений Проторенессанса, основатель итальянской школы живописи. Именно он первым преодолел двухмерное пространство византийской иконы и создал трёхмерное, используя светотени и иллюзию глубины, а также реалистично изображая детали пейзажа. Одним из самых известных произведений художника считается великолепные фрески из капеллы дель Арена в Падуе. Кроме того, Джотто расписывал стены капеллы Перуцци и капеллы Барди в церкви Санта-Кроче (Святого Креста) во Флоренции. Наряду с традиционной живописью аль фреско (по сырой штукатурке) он использовал и технику секко (по сухой, предварительно увлажненной штукатурке), поэтому часть красочного слоя тех фресок плохо сохранилось. Последние годы жизни он провел в Неаполе, выполняя обязанности придворного художника короля Роберта Анжуйского. Умер он в 1334 году и был захоронен во флорентийском соборе Санта-Мария-дель-Фьоре, так как еще при жизни получил звание почетного архитектора Флоренции, спроектировав кампанилу этого величественного собора. Работами Джотто вдохновлялись такие титаны Возрождения, как Микеланджело, Рафаэль и Леонардо.

Величие творчества Джотто признавали уже его современники. Данте еще при жизни Джотто, в 2134 — 1321 г.г., писал в «Божественной комедии»:

«Кисть Чимабуэ славилась одна,

А ныне Джотто чествуют без лести,

И живопись того затемнена»

Возвышенные похвалы, расточаемые Джотто со времен Данте до наших дней, нисколько не преувеличены. В Джотто видят предтечу великих мастеров Возрождения. Микеланджело с большим подъемом копировал его картины. Джотто на протяжении веков считают самым значительным из мастеров эпохи Проторенессанса .

Посмотрим картины и фрески Джотто:

Джотто. Поклонение волхвов.

Создана работа около 1320 году, и является частью серии работ о жизни Христа. Создавая ее, художник использовал весьма необычное решение — объединил сразу три сюжета из жизни Сына Божьего на нескольких планах картины: Благовещение, Рождение и Поклонение волхвов. На переднем плане мы видим волхвов, пришедших с дарами, чтобы поклониться младенцу Иисусу. Самый старший из них, припав на колени и обронив корону (изображение его в таком виде было невероятным прорывом в искусстве!), трепетно держит над яслями пришедшего на землю Богочеловека, похожего лицом и своей крохотной фигуркой на обычного младенца. На все это с озабоченностью взирает лежащая по д навесом Мария. Джоттто впервые переводит библейское повествование на человеческий язык, заставляя зрителя сильнее прочувствовать всю трагичность судьбы Иисуса. Пейзаж на картине все еще сохраняет черты византийского искусства, не обладая определенными пространственными характеристиками и последовательностью планов но, несмотря на это, Джотто смог виртуозно вписать в него ясли и навес, под которым лежит Богородица.

Джотто. Святой Франциск источает воду из скалы. Фреска. 1297 -1300 г.

На этой репродукции представлена одна из сцен фрескового цикла о житии святого Франциска. Ослабевшего от поста Франциска в летний зной вез, усадив на осла, один бедный человек. Этот бедняк очень захотел пить. Франциск сошел с осла и с огромной верой обратился к богу. В центре картины мы видим молящегося Франциска, справа на первом плане — бедняка, который с жадностью пьет, припав к только что забившему источнику. Изображенные в левой части картины два очевидца события не фигурируют в легенде, но органично вписываются в картину и по форме, и по содержанию Резко освещенный сверху круто ступенчатый скалистый пейзаж с находящимися на разных уровнях фигурами передает глубину пространства.

Джотто. Встреча Анны с Иоакимом у Золотых ворот. Фреска. 1314 — 1306 г.

Согласно легенде, пожилые супруги Анна и Иоаким, после того как ангел по отдельности возвестил каждому, что у них родится ребенок, поспешили навстречу друг другу. Анна в сопровождении нескольких женщин идет навстречу возвращающемуся с поля мужу, и они встречаются перед Золотыми воротами Иерусалима. Глубоко взволнованные, они горячо обнимают друг друга. На картине слияние их фигур подчеркивается и единством высокой привратной башни на заднем пане. Линию двух слившихся профилей как бы продолжает, подчеркивая устремлённая вверх вертикаль правого угла башни. Как через узкие бойницы в голых стенах башен нельзя увидеть жизнь города, так и по лицам главных персонажей сцены невозможно догадаться о том, что творится в душах счастливых супругов. Их чувства отражаются скорее на лицах женщин, стоящих под аркой городских ворот, и на исполненном любопытства лице мальчика -пастух в левом углу картины.

Джотто. Бегство в Египет. Фреска. 1304 -1306 г.

На фоне голого скалистого пейзажа изображена небольшая группа путников, она направляется туда, куда указывает парящий над ними ангел . Впереди идет Иосиф в охристо-желтом плаще, он разговаривает с мальчиком, ведущим под уздцы осла, поэтому взгляд его обращен назад, в пространство картины. В центре композиции изображена исполненная достоинства Мария с младенцем, сидящая на осле. Тяжелые складки красного одеяния и некогда синего (ныне краски поблекли, стерлись) плаща, прямая посадка и высокий треугольный монолит скалы на заднем плане подчеркивают замкнутость центральной фигуры. В противовес статичности этой фигуры изображение осла, следующее античной традиции придачи движения скупающих коней, сообщает картине определенную динамику. Ее усиливает также живая жестикуляция трех юношей, сопровождающих Святое семейство. Их фигуры уравновешивают композицию слева. Драматизм сцены чувствуется в четком профиле озабоченного лица Марии, во всей ее фигуре, написанной жесткими линиями. Однако даже на склоне голой скалы оливковые деревья и фигура парящего ангела являются символами надежды.

Джотто. Воскрешение Лазаря. Фреска. 1304-1306 г.

По евангельскому повествованию, на четвертый день после погребения Лазаря, которого Иисус очень любил, Христос пришел в Иудею Сестры Лазаря, Мария и Марфа, умолили Иисуса воскресить брата, что он и сделал.

В основных чертах эта картина следует традициям византийской иконографии. Но Джотто концентрирует внимание на драматизме происходящего: с поражающей достоверностью передает он потрясенное восхищение и преклонение присутствующих, их удивление, возмущение и страх с которыми они восприняли совершенное Иисусом чудо. Драматизм нагнетается вокруг фигур Христа и Лазаря, стоящих в разных концах картины. Один излучает божественную силу и мощь, другой — серая кукла из мира теней. Взгляды и движения стоящих между ними пожилого мужчины и юноши противоположны по направлению и по выражаемым чувствам. Юноша в бледно-зеленой одежде смотрит в лицо воскресшего, взглядом и всей своей фигурой выражая крайнее изумление; правая рука его, однако, протянута к Иисусу, как бы прослеживая направление исходящей от него животворной силы. Изображенный резко в профиль пожилой мужчина в желтом плаще, стоящий возле Лазаря (предположительно Иосиф из Аримафеи), непонимающе, почти вопросительно смотрит на Иисуса, но руки его направлены к Лазарю — он начинает развязывать погребальные пелены воскресшего. Справа ряд замыкают фигуры двух мужчин, стоящих за Лазарем, они закрывают лицо от смрада начавшего разлагаться тела. Перед ними двое юношей укладывают на землю каменную плиту, закрывающую вход в пещеру-склеп. На переднем плане изображены простершиеся перед Христом Мария и Марфа, по содержанию их фигуры представляют предысторию чуда, а в композиционном плане делают более тесной связь между Христом и Лазарем. За Христом стоят апостолы. Каждый персонаж на картине написан как герой драмы, а их ансамбль создает неизвестную ранее в изобразительном искусстве эмоциональную наполненность, драматическую напряженность, усиленную красками и формами.

Картины Джотто всегда диалоги на сцене. Диалоги внутренние — героев между собой. И диалоги внешние — с нами, зрителями. Он первый, кто чудо «явления» раскрыл через реальное действие. Состояние невесомости заменила сила земного притяжения на сцене жизни, на земле. Посмотрите на фрески. Не герои похожи на ангелов, но ангелы тяжелы и плотны, подобны людям. Они страдают, ликуют, плачут, они наши хранители и подобия. Можно сказать проще, основной композиции картин Джотто впервые становится литературный рассказ. Изображение подобно слову, несет словесную нагрузку. Для живописи эпохи Возрождения начиная с Джотто причинно-следственное видение изобразительного рассказа становится тем что мы называем театром.

Буду очень рада, если Вам понравилась статья и Вы поделитесь ей с друзьями.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 4

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.