5
(2)

Средневековое искусство берет свое начало в римских катакомбах, с росписей перовых христиан. Раннехристианское искусство было символическим, поскольку подчинялось необходимости скрываться от непосвященных. При этом оно переосмысливало старые языческие образы и интерпретировало их по-новому, стремясь изобразить божественный мир. Так возникла нереалистичность изображаемого, свойственная и более позднему средневековому искусству.

В IV веке христианство выходит из тени, и огромное значение для искусства приобретает храм. Все внутреннее убранство строго регламентировано, основными видами живописи становятся мозаика и фреска. Характерные художественные приемы — обилие золота для создания свечения, схематичность, невыразительность фигур, лиц и предметов. Поскольку главным источником освещения в церквах были свечи, по поверхности золотого мозаичного изображения постоянно скользили блики света и тени. Это придавало таинственность и настраивало зрителя на мистический лад. Для человека, жившего полторы тысячи лет назад, подобные оптические эффекты были чудесным явлением, они вызывали восторг, трепет и должны были укрепить его в вере.

Подобный эффект хорошо чувствуется в мозаике «Богоматерь Оранта». Обилие золота вокруг Богоматери, а также в складках ее платка, делает золотое сияние главным героем мозаики. Поскольку в Библии сказано о том, что Бог — это свет, и именно так он является человеку, то золото — это метафора света и явление бога в этот мир. Таким образом, мы видим Богоматерь и других героев как бы пронизанными этими лучами божественного сияния. Золото и идущий от него свет — это настоящая божественная энергия.

Богоматерь Оранта. Софийский собор, Киев

При этом на более поздних византийских иконах XIV века возвращается правдоподобие образов.

Наиболее ярким временем в истории Византии стал XIV век: величие и торжественность иконы соединились с живостью и правдоподобием человеческих образов. Связь с античным искусством в Византии была всегда. Это исконные территории греков, да и история государства начиналась как продолжение Римской империи, унаследовавшей античный художественный опыт.

Взаимопроникновение античных и христианских традиций хорошо видно в иконе «Двенадцать апостолов», где перед нами при всей величественности и торжественности возникают живые и настоящие человеческие образы. Так мастера соединяли в священных образах мистическое и античное.

Фигуры апостолов на первом плане развернуты, драпировки лежат красиво и естественно. Лица индивидуальны: мы видим разный возраст апостолов, разницу их характеров.

Художественный язык, созданный византийскими иконописцами был распространен на всей территории Восточной Римской империи и за ее пределами — в Италии и на Руси, ставшей преемницей многих традиций византийской культуры.

В отличии от Византии Западная Европа была далека от античных традиций. С одной стороны, это привело к необходимости развивать искусство с самых основ, а с другой придало ему самобытность. Если в Византии искусство было храмовым, то здесь на первый план выхолят бытовые предметы, такие как броши-фибулы, диадемы. рукоятки ножей, наконечники для стрел.

Также большую роль играют книги. Свиток заменяется кодексом: именно эту форму имеют и современные книги. Развивается книжная миниатюра. Орнамент в ней носит как декоративные, так и защитные функции, выполняя роль оберега. При этом миниатюра обладает чертами, общими с с ранневизантийской иконой: схематичностью, отсутствием объема, иерархичностью изображаемого.

Примером может служить иллюстрация «Взятие Христа под стражу».

Левая часть фигуры Иисуса выглядит как зеркальное отображение правой, лицо и прическа изображены по тому же принципу. Все, от завитков волос, до складок одежды, строго симметрично. По бокам стоят стражники, меньшие по размеру — это иерархический подход к изображению. Все выглядит плоско. Художник не передает объём, не моделирует его светотенью. Вместо этого он четко прорисовывает контуры и заполняет пространство между ними цветом не используя его градаций и оттенков. Именно это и формирует плоскостное необъемное изображение.

Мастера в Византии и на западе Европы имели разный культурный опыт, но единую цель — изобразить священную историю и ее героев, чудесных, неземных. Это позволяет видеть общее в и их изобразительном подходе. Однако западноевропейские рисунки выглядят проще, скромнее византийских. Здесь нет такого богатства красок, тонких деталей, изысканности образов.

В IX веке в книжной миниатюре произошли большие перемены. К власти пришел Карл Великий, который мечтал восстановить границы прежней римской империи. Но его увлекала не только политическая мысль — обратиться к античному миру ему хотелось и через искусство. Поэтому период правления Карла Великого можно назвать временем возрождения, когда возвращается интерес к греческой философии и римской истории, а образцами пластических искусств становятся византийские памятники архитектуры и живописи.

Примером может служить «Евангелие аббатисы Ады». Здесь уже нет варварской» плетенки, строгая симметрия нарушена, вместо этого мы видим сидящего на троне в живой позе евангелиста Луку. Детально проработаны складки его одежды, формирующие объём фигуры. На втором плане есть архитектура, но нет привычного орнамента.

В IX веке, после прихода к власти Карла Великого, происходит кратковременный всплеск интереса к античному и византийскому искусству. Однако по-настоящему механизм пересмотра изобразительных принципов запустится после 1000 года, когда начинается новая эра в жизни средневековой Европы.

Романский стиль в Западной Европе, XI — XII вв.

Романский стиль возникает после 1000 года в связи с развитием паломничества и необходимостью в более прочных и вместительных храмах. Название было придумано в XIX веке и связано с тем, что средневековые архитекторы пользовались римскими инженерными решениями (romanus — римский.

К XI веку, когда романский стиль окончательно сформировался, обозначились его главные свойства — простота, выразительность и повествовательность. Огромное значение приобрел сюжет. Общее впечатление, которое вызывают образы, созданные в этот период — это наивность и простота в изображении, условность, схематичность. Также характерно отсутствие объёма — изображение кажется плоским, пространство межу линиями равномерно занято краской.

Фреску Христос Пантократор из церкви в Тауле можно считать одним из самых характерных примеров романской живописи. Благословляющий жест правой руки Иисуса привлекает внимание — ладонь и кисть огромного размера. Лицо напоминает маску с условно обозначенными на ней чертами. В изображении главенствует контур (линия, очерчивающая границы предмета), а не цвет или тень. Фон плотный и однотонный — синий, зеленый, белый. Как и в скульптуре, самое главное в живописи — понятное и последовательное изложение событий священной или светской истории. При этом в романтике осталось немного прежней любви к орнаменту и образу зверя. Чаще всего это видно на капителях — вершинах колонн.

Примером этого может служить растительная плетенка статуи с изображением чудовищ. На нас смотрит чудовище с высунутым языком, иногда в нем можно распознать льва или дракона, кое-где мелькнет чешуйчатый или конский хвост. На фасадах романских соборов чудовищ попирают ногами святые и пророки, выстроившиеся у входа, подобно колоннам — напоминая о том, как надо обходиться с грехами. Каждый из них стоит на каком-то звере, символизирующем человеческую слабость.

Со временем такое наивное, но стремящееся к рассазываию простых и важных искторий для человека искусство все больше и больше будет концентрироваться на обхясннении морали и христианских ценностей через близкое к реальности и понятное человеку.

Это способствовало пробуждению в искусстве интереса к земному миру. Также на это оказал влияние рост городов, где процветало свободное от феодалов население, улучшение условий жизни, что дало возможность воспринять эту жизнь не только как путь искупления грехов, но и как время наслаждения красотой окружающего мира. Наконец, научные и инженерные прорывы. Эти изменения в жизни людей привели к возникновению нового стиля — готики.

Готика

Готическое искусство, как и романское, в первую очередь выразило себя в архитектуре.

Готическая архитектура, в отличие от романской, стремилась ввысь, была изящной, наполненной светом. При этом в скульптуре и живописи сохранилась функция поучения и наставления на правильный путь. Скульптуры, однако, перестали быть схематичными — постепенно начала возвращаться традиция реалистичности, в лицах и позах появилась естественность, возникли эмоции. Снова появились декоративные детали, тогда как в романской скульптуре не было ничего лишнего.

Многие соборы в Европе посвящены именно Богоматери — в ее лице видели заступницу и пример для любого человека. Поэтому ее образ можно встретить в любом соборе внутри и снаружи.

Например, на портале Амьенского собора она держит на руках младенца Христа, на ее голове корона, а над головой ангелы поддерживают нимб. Интересно, что нимб представлен не как мистическое сияние над головой святого, а как нечто материальное. Он напоминает большую красивую тарелку с ажурными краями. Корона на голове Марии проработана так же тщательно. Мастер уделил одинаковое внимание как главному образу, так и деталям вокруг него. Это важнейшее новшество, возникшее в эпоху готики.

В XIII веке в Германии появляются статуи, передающие индивидуальность человеческой внешности в полной мере. Это статуи донаторов — людей, пожертвовавших деньги на строительство городского собора. Люди перед нами — это разные темпераменты, возрасты и внешности. Каждое лицо наделено своими уникальными чертами, мы видим разные наряды и головные уборы.

Живопись в готике в первую очередь, представлена витражами с библейскими сюжетами, а также книжной миниатюрой. Для нее характерны яркие краски, подобранная проработка деталей, появление индивидуальных особенностей внешности у героев.

Семь сцен на витражах из часовни замка Эбрайхсдорф демонстрируют посетителям традиционные религиозные сюжеты в виде эпизодов из жизни Христа. Работу над остеклением часовни приписывают австрийской «герцогской мастерской», пользующейся популярностью среди местных жителей и известной благодаря использованию ярких цветов, причудливых архитектурных форм и элегантных фигурных стилей. На панели «Крещение» фигуры Христа, Иоанна Крестителя и голубя, олицетворяющего Святой Дух, расположены таким образом, чтобы создать восходящий толчок, который придает движение и драматизм общему эффекту. Запечатленная на витраже сцена важна еще и тем, что в момент крещения было окончательно засвидетельствовано высшее предназначение Христа после чего к нему начали присоединяться первые апостолы.

Еще один витраж посвящен Гефсиманскому молению Христа. Богословы видят подтверждение того, что у Христа было две воли: Божественная и человеческая.

Все сцены на витражах организованы в вертикальные группы из четырех прямоугольных панелей, расположенных друг над другом, нижние панели в каждой группе рассказывают историю, а верхние представляют собой архитектурные навесы.

На этот поворот к земному и реальному как в выборе объектов изображения, так и в самом подходе к передаче картины мира, повлияло несколько обстоятельств. Когда западноевропейское искусство поставило перед собой цель стать «Библией для неграмотных», оно стало рассказывать о важном, используя понятные человеку образы и реалии. Оно не говорило о блеске божественного мира, а рассказывало о событиях священной истории при помощи земного знакомого человеку.

Наиболее важная тема — искупление грехов, напоминание о человеческих слабостях, добродетелях и пороках — также влияла на привлечение внимания к земной составляющей жизни и отображение ее в искусстве.

Возникновение университетов в Крестовые походы расширили знания о мире как с научной, так и с бытовой точки зрения. Это тоже не могло не повлиять на художников, скульпторов и строителей.

Все эти настроения в мире и искусстве наиболее явно обозначились в XIII — XIV веках, но в последующие века они усилятся и повлекут за собой ряд глобальных перемен. и это позволит называть последующие века «Возрождением», или «Новым временем».

О стилях и направлениях в искусстве можно посмотреть в статье «Античность и живопись»

Ссылка на источник: История искусств. Просто о важном. Стили, направления и течения. Под редакцией Алины Аксеновой.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 2

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.