5
(1)

Начало XX века было отмечено не только развитием стиля модерн. Параллельно с ним начинают активно искать новые способы выражения в искусстве художники, работающие вне этой парадигмы.

Авангард

Активный поиск новых форм, тем и приемов в искусстве начала XX века называют авангардом, или авангардизмом. Это совокупность всех течений, возникавших в живописи, графике, скульптуре и архитектуре первой трети XX века. Художники осуществляли своей поиск совершенно по-разному — поодиночке и группами, интуитивно или при помощи четко прописанных манифестов.

Главные авангардные течения возникли накануне, во время или сразу после завершения Первой мировой войны. Это событие потрясло и изменило мир, сильно повлияло на искусство. Однако и многое из созданного в конце XX века подтолкнуло авангардистов к их смелым экспериментам.

Фовизм

Это одно из самых ранних течений авангарда, заявившее о себе в 1905 году. Основной фовизма служит цвет, его чистота, яркость, способность выражать эмоции художника и влиять на чувства зрителя.

Главным представителем фовистов был Анри Матисс. В его работах поражает сочность цвета. Сочетание ярких пятен — это главное, что формирует настроение картины. Оно всегда положительное, радостное.

Позитивная энергия цвета и его пронзительность повлияли на название течения: термин «фовизм» происходит от французского fauve — «дикий». В цветах фовистов действительно есть что-то первобытное, дикое, искреннее.

Матисс стремился сделать картину красивой за счет определенного ритма, в котором сочетаются цвета. В картине «Танец» при полном пренебрежении к деталям и отсутствии реалистичности человеческих фигур ясно ощущается ритмическое круговое движение. В каких-то картинах все цвета в равноправных отношениях, а где-то есть явная цветовая доминанта, как в картине «Разговор». Здесь ультрамарин, служащий фоном плавно светлеет, превращаясь в цвет пижамы мужчины, почти сливается с цветом креста и переходит в цвет прудов за окном.

Фовизм может показаться слишком упрощенным, примитивным. Художники этого не только не боялись, но даже стремились культивировать такое отношение к искусству. Это нашло выражение в Примитивизме.

Примитивизм

Примитивизм как живописное направление сделал своей целью очищение искусства XX века от многочисленных «завоеваний цивилизации». Художники стремились к детскому, наивному отражению мира в своих работах.

В картине «Сон» Анри Руссо хорошо чувствуется пантеистическое отношение к природе, и вместе с тем ее облик сильно упрощается и сводится к самым понятным и основным элементам.

Анри Руссо. Сон. Музей современного искусства Нью-Йорк.

Экспрессионизм

Одновременно с фовизмом и примитивизмом среди авангардных течений возникает экспрессионизм — от слова «выражение». Представители этого течения жили в разных частях Европы, но одним из своих идейных вдохновителей считали Винсента Ван Гога, сделавшего главным героем живописи свои эмоции.

Примером может служить полотно Ван Гога «Арлезианка. Портрет мадам Жину». На этом портрете меланхоличная мадам Жину читает, сидя в деревянном оранжевом кресле и опираясь на зеленый стол, а ее иссиня-черное платье с белой косынкой и лицо серого цвета контрастируют с бледно-лимонным фоном.

Еще одна пейзажная картина Ван Гога называется «Кипарисы», где огромные могучие деревья изображены с кустами ежевики на фоне лиловых холмов и зелено-розового неба с луной. Необычайные спиралевидные мазки делают весь пейзаж динамичным и пронизывают его волнением, а два кипариса, единственные вертикальные элементы горизонтального пейзажа, возносятся вверх, выходя за пределы картины, и напоминают дрожащие языки пламени, отсылающие к душевным волнениям художника (до этого художник год провел в лечебнице для душевнобольных).

После Ван Гога первым и самым известным произведением, повлиявшим на проявление экспрессионизма, считается «Крик» Эдварда Мунка — картина, появившаяся в Норвегии. Художник не стал детально прорабатывать черты внешности и фигуру героя. Непонятен его пол и возраст, неясна причина его состояния, неизвестно, что происходит вокруг. Однако смысл в экспрессии, ярко и понятно выраженной эмоции — ужасе, страхе, боли.

Эдвард Мунк. Крик. Национальная галерея, Осло.

Как и фовисты, экспрессионисты сделали живопись эмоциональной. Но важный признак этого течения — пессимизм и негативный взгляд на мир. Тема картины часто связана с тяжелой социальной или общечеловеческой проблематикой. Развиваясь в первые два десятилетия XX века, экспрессионизм обращался к теме войны, болезни, бедности и смерти. Наиболее характерное состояние для героев — плач, отчаяние, апатия.

Кубизм

Это течение стало крупнейшим в искусстве авангарда, воплотившись не только в живописи, но и в скульптуре и архитектуре. Частично, его возникновение связано с общей тенденцией к упрощению искусства, возвращению к базовым формам.

Это и позволяет назвать Поля Сезанна, который призывал изображать природу при помощи простейших геометрических форм, вдохновителем кубизма. Подобное утверждение покажется еще более справедливым, если вспомнить, что главный представитель кубизма, Пабло Пикассо, написал первую в истории картину в этом стиле — «Авиньонские девицы» — вдохновившись работами Сезанна. Пропорции тел героинь искажены, формы геометризованы, лица обозначены условно.

Интересно, что как правило, в таких картинах все равно хорошо понятно, что именно изображено. Пикассо даже прописывает текстуру дерева, где есть сходство с натурой.

Однако у кубизма есть и дугой источник — влияние африканского искусства. В конце XIX века Поль Гоген отправился на Таити изучать другой мир, дикий и не испорченный цивилизацией. Таким он видел и искусство таитян. Одна из самых знаменитых работ художника «La Orana Maria», что в переводе с таитянского обозначает «Мы молимся тебе, Мария». В роли Девы Марии на этой картине выступила таитянская муза живописца, его неофициальная жена. Главную героиню Гоген, разрушая европейский иконописный канон, изобразил в полный рост, одетой в красное парео с белыми цветами. Чтобы зритель не сомневался в божественном происхождении матери и ребенка, он изобразил над их головами тонки сияющие нимбы, а с помощью ярких цветов постарался предать непосредственность туземцев и красоту пейзажа.

Поль Гоген. Мы молимся тебе, Мария. Метрополитен—музей, Нью-Йорк.

Абстракционизм

Следуя по пути упрощения, искусство сначала перестало быть литературным, словесным. После импрессионистов картины стало все сложнее пересказывать Работы постимпрессионистов сложно объяснять. Произведения начала XX века перестают говорить со зрителем понятными образами, имеющими какое-либо отношение к реальности. Главным произведением абстракционизма считается «Черный квадрат» Казимира Малевича, который стоит рассматривать не как произведение живописи, а как способ рассказать о тупике и одновременно о новом старте искусства.

Казимир Малевич. Черный квадрат. Третьяковская галерея, Москва.

Абстракционизм не стремится к выражению словесных смыслов. Художники намеренно обращались к подобным экспериментам, апеллируя к тому опыту, который человек ощущает, не проговаривая.

Футуризм

Это течение, которое можно назвать программным: сперва оно возникло в виде манифеста, а затем оформилось в живописи и скульптуре.

Одним из ключевых образов футуризма стал большой город. Картина Умберто Боччони «Улица входит в дом» Стоящая на балконе женщина видит огромную улицу, которая кажется активно движущейся. Зритель вместе с героиней наблюдает динамику города.

Согласно манифесту идеолога футуризма Филиппо Маринетти, красота — это движение. На картинах футуристов движение всегда стремительно, порой сложно различить предметы, но главная идея очевидна.

В картине Джино Северини «Динамический иероглиф бала Табарэн» только при очень внимательном рассмотрении видны фигуры, но энергия картины выразительнее точных форм. Здесь справедливо угадывается связь с кубизмом: футуризм продвигает не новый живописный метод, а новые темы и образы в искусстве. Поэтому в картинах футуристов можно увидеть различные приемы и техники.

Само название течения говорит о взгляде художников в будущее — время техники и машин. «Уличный фонарь» Джакомо Балла можно считать одним из образов будущего. Фонарь несет энергию света, и в то же время это атрибут городской культуры и результат технического прогресса.

Футуристы сравнивают музеи с кладбищами, искусство прошлого кажется им мертвым.

Дадаизм

Это течение, которое возникло в годы Первой мировой войны и сделало главной темой своего искусства абсурд и бессмысленность окружающего мира Само название «дада» не имеет смысла, в разных языках у него различные значения — от хвоста лошади до двойного утверждения по-русски и по-румынски. Дадаизм стал реакцией на войну, в которую оказался втянут весь мир.

Один из видов искусства дадаистов — это коллаж. Он составлялся из наобум вытянутых из мешка фрагментов газеты. Такие коллажи не несли интеллектуального и эстетического смысла, однако получавшаяся в итоге вещь подталкивала мысль к работе, создавая странный, но интересный эффект.

Дадаизм можно назвать искусством сочетать несочетаемое. Например, композиция Дюшана с колесом, прикрепленным к табуретке — это своего рода предметный коллаж. Важнейшим свойством дадаизма стала способность повергать зрителя в шок. Созданное Дюшаном произведение «Фонтан» фактически стало символом абсурда и антиискусства. Сам художник таким образом заявлял, что любая вещь может восприниматься как произведение искусства, если ее поместить в музей и водрузить на постамент. Возникший в связи с этим термин «реди- мейд» означает, что арт-объект создан из уже готовых предметов. В искусстве XX века, отношение к предмету целиком зависит от контекста, в котором он существует.

Многое из созданного «странными» дадаистами повлияло на формирование сюрреализма, поп-арта и эстетики постмодернизма в середине и второй половине XX века.

Сюрреализм

Сложившийся в 20-е годы, сюрреализм воспринимал мир как комплекс парадоксов и социального безумия. Именно это и стало смысловым стержнем этого искусства. Главным приемом сюрреалистов стало соединение сна с реальностью. В многочисленных работах Джорджо де Кирико используется прием соединения привычных предметов, существующих в разных контекстах.

В картине «Метафизический интерьер с печеньем» в тесной комнате собраны разные вещи. Они напоминают картины, части мебели.

Джорджо де Кирико. Метафизический интерьер с печеньем. Менил Коллекшен, Хьюстон.

Соединение всех этих вещей в одном произведении как раз и дает эффект сна, где все знакомое живет по законам странной логики.

Искусство сюрреализма, развивавшееся на фоне двух мировых войн, сделало важной темой обесценивание человека, его жизни и личности. Распространенным приемом в связи с этим было изображение человека без лица. Оно может быть закрыто тканью или каким-то предметом, как у Рене Магритта. Или же лицо просто отсутствует, его заменяет гладкий овал. Также трансформации подвергается и человеческое тело. Наиболее ярко это видно в работах Сальвадора Дали. В своей работе «Жемчужина» художник-сюрреалист, загородил лицо инфанты Маргариты огромной жемчужиной.

Ко второй половине XX века мировая культура прошла через огромное количество событий, стилей и направлений, все возможные художественые задачи были выполнены. Посленяя культурная эпохха, начало которой относисят к 60-м годам ушедшего столения, а окончание к началу XXI века, названа постмодерном, а для обозначения явлений искусства, литературы и философии используется термин «постмодернизм».

Постмодернизм

Рождение постмодерна произошло после завершения двух мировых войн, на фоне разочарования в идеалах, которыми жила Европа на протяжении столетий. Все художественные идеи были реализованы, и даже эксперименты авангардистов остались далеко в прошлом. Отсюда берут начало те технеции и законы, в соответствии с которыми будут творить постмодернисты.

Разочарование в идеалах, признание несостоятельности большинства гуманистических идей, лежавших в основе западноевропейской цивилизации, сделали важнейшим для художников-постмодернистов принцип деконструкции — разрушение смыслов, привычного восприятия предметов и любых явлений. Постмодернисты отрицают всякую систему ценностей,, разрушают иерархии, считают невозможным различить добро и зло. Поэтому попасть в поле зрения, оказаться ценным и важным может кто угодно.

Важнейшим героем искусства второй половины XX века становится вещь — в противовес абстрактному, беспредметному искусству. Еще в начале столетия Марсель Дюшан заявил, что произведением искусства может стать любой предмет и новая роль вещи в искусстве началась с дадаистов. Затем это продолжилось в творчестве Сальвадора Дали, который создавал сюрреалистические арт-объекты, соединяя различные предметы между собой: например, «Телефон-лобстер».

Сальвадор Дали. Телефон-лобстер. Современная галерея Тейт, Лондон

Художники постмодерна предпочитают фиксировать весьма специфические объекты. Часто это предметы бесполезные, не заслуживающие внимания в обычных обстоятельствах — мыльные пузыри, пластиковые игрушки, еда и прочие предметы из обычной жизни. Иногда с такой же точностью создаются портреты и пейзажи, примеры подобного подхода есть и в скульптуре. Эти произведения вызывают у зрителя вопрос: зачем делать то, что может фотография? Вопрос «зачем?» — это один из наиболее часто задаваемых современным художникам. Однако иногда ответ лежит на поверхности — например, работы часто связаны с политикой. Отчасти это связано с большей информированностью благодаря техническому прогрессу.

XX век — время сложное и противоречивое, как и его искусство. Одна из очевидный тенденций современности- дематериализация объекта искусства, то есть полное отсутствие изображения.

Возможно, лучшей иллюстрацией к художественной ситуации второй половины XX века могут служить работы Лучо Фонтаны, где творческое усилие мастера сведено даже не к нулю, а к некой отрицательной величине. Эти работы полностью отвергают созидательную миссию художника, вызывая недоумение, раздражение, чувство безысходности. В разрезанном Фонтаной холсте можно видеть смерть художника — творца и жизнь художника — разрушителя.

Лучо Фонтана. Пространственная концепция. Ожидания. Галерея Тейт, Лондон.

Стартовав от «Черного квадрата» Малевича, искусство XX века описало круг и пришло к этой точке. Творческие искания мастеров конца столетия, возможно, предрекают эпоху совершенно нового творчества. Но, как бы там ни было, каждый сможет осмыслить искусство прошлого и настоящего, чтобы однажды открыт для себя искусство новое, которое еще только готовится появиться на свет.

Статью на связанную тему можно прочитать здесь.

Ссылка на источник: История искусств. Просто о важном. Стили, направления и течения. Под редакцией Алины Аксеновой.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.