5
(1)

К началу XVIII века в архитектуре продолжали главенствовать барокко и классицизм, но живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство начали настраиваться на новый лад. Это хорошо видно на примере живописи Италии. Хотя с конца XVIII века она сдала свои позиции главного культурного центра Европы, именно здесь возник новый тип пейзажа — ведута: городской вид, запечатленный в его обыденном состоянии.

Художник, который стал основоположником ведуты — Антонио Канале, прозванный Каналетто. Он написал множество видов Венеции, которые до сих пор тиражируются в огромном количестве.

«Вход в Большой Канал» — одни из таких пейзажей. Здесь есть все характерные атрибуты венецианской реальности: вода, дома с их трапециевидным завершением труб, гондолы с пассажирами, церковь Санта-Мария-делла-Салюте и, конечно свет и блики все то, чем знаменита и привлекательна Венеция.

Антонио Каналетто. Вход в Гран Канале. Музей изящных искусств, Хьюстон.

Подобные картины пользовались большим спросом, и вслед за Каналетто художники начали писать виды и других городов, к примеру, — Дрезден и
Варшаву. Картины не только передавали реальный вид города: они фотографически точно воспроизводили его облик. Это было возможно благодаря использованию мастерами камеры -обскуры, что на латыни значит «темная комната». Это устройство в XVII = XVIII веках представляло собой небольшой ящик, на одной из стенок которого располагалось отверстие. Лучи света, походившие через него переносили изображение на противоположную от отверстия стенку. И это изображение художник переносил на бумагу, а затем на его основе делал точный пейзаж.

Если в XV и XVI веке пальма первенства по открытиям в искусстве принадлежала Италии, то с середины XVII века ее место заняла Франция. Испания и Италия находились в большом упадке. Англия переживала кризис, и к середине XVII века Франция стала военным лидером Европы, могущественной и богатой монархией.

К XVII столетию культурное положение Франции не изменилось, однако в первой половине XVIII века на смена абсолютисту Людовику XIV пришел король-гедонист Людовик XV. Он не считал искусство столь важной силой, продвигающей в массы идею величия государства, и не возлагал на него особенных надежд. Поэтому во врем его правления искусство ушло от гражданской и религиозной патетики в сторону спокойного созерцания. Оно начало тяготеть к большей декоративности, утонченности и аристократизму, погрузилось в мир роскоши дворцов и парков. Все это повлияло на выбор сюжетов — актуальной стала тема повседневности и ее наиболее привлекательных проявлениях, художники чаще стали обращаться к жанру пейзажа, бытовой сцене и портрету.

Аналогичную тему вы можете прочесть в статье «Средневековье и живопись»

Рококо

Новый стиль рококо (или рокайльный стиль, от французского rocaille, «раковина») в достаточной степени определяет искусство, возникшее в XVIII века. Действительно, важным декоративным элементом становится морская раковина. Узоры, напоминающие эту форму, можно видеть в украшениях мебели или лепнине во дворцах; в садах и парках появлялись гроты, украшенные раковинами. Морская раковина — нечто хрупкое, утончённое, изящное и, в общем-то , бесполезное — хорошая характеристика этого стиля. Главные его герои — жизнерадостные и легкомысленные аристократы, нередко плетущие придворные интриги, любящие балы, театр, нарядную одежду, сладкие десерты и прогулки в парках.

«Праздник любви» — типичная картина в этом жанре, показывающая нам сладкое безделье. В красивом парке возле статуи Венеры с Амуром расположилась небольшая группа кавалеров и дам. Герои увлечены близким общением друг с другом. Лица и фигуры прописаны очень обобщенно, мы не видим конкретных образов с портретными чертами. Достаточно размыто, нечетко написана природа. Она создает мягкий обволакивающий фон, усиливая атмосферу легкости и непринужденности.

Антуан Ватто. Праздник любви. Галерея мастеров, Дрезден.

Похожий по настроению жанр — это пастораль. Действие происходит на природе, но в нее включается изображение крестьян, часто пастухов и пастушек, и простой деревенской архитектуры. «Прелести сельской жизни» Франсуа Бушке — это легкомысленное представление о беззаботной жизни на природе. Это не настоящий мир деревни, а лишь игра в него.

Франсуа Буше. Прелести сельской жизни. Лувр, Париж.

В галантных сценах и пасторалях часто просматривается общий мотив видения — важная составляющая жизни придворных. Часто свидание было и отдельной темой для картины. В «Капризнице» Ватто изображены красавица в чёрном шелковом платье с кружевами и добивающийся ее внимания кавалер. Вероятно, он слишком назойлив, поскольку дама смотрит в сторону и демонстрирует явное пренебрежение. Изображение природы в картине напоминает театральную декорацию. Театральность в искусстве рококо чувствуется еще сильнее, чем в предыдущем столетии. Главными героями были аристократы и придворные, легкомысленные и счастливые.

Антуан Ватто. Капризница. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Однако, временами герои картин предстают перед нами разгоряченными и ситуации, в которых мы их застаем, довольно пикантны. Например, как в картине Жана Оноре Фрагонара «Щеколда», где кавалер стремительно запирает дверь чтобы предаться любовным утехам с дамой. Это мир альковный, интимный и проблематику таких картин нельзя назвать глубокой и общечеловеческой.

Жан Оноре Фрагонар. Щеколда. Лувр, Париж.

Тут лишь одна любимая этого века тема объятий и поцелуев — иногда невинных, осторожных, а иногда и откровенно эротических, как в картине «Геркулес и Омфала» Буше. Откровенность подобных сцен заставляет вспомнить о том, что ханжеские настроения последних лет царствия Людовика XIV сменились весьма вольным поведением при дворе. Это было весьма развратное время, в подтверждение тому достаточно вспомнить писателя второй половины столетия — маркиза де Сада.

Примечательно, что эта легкость чувствуется и в мифологический сценах, которые продолжают писать мастера в в XVIII веке. Это по-прежнему актуальные для заказчиков сюжеты, но трактовка образов и выбор сцен сильно изменились по сравнению с ренессансом, барокко и классицизмом.

«Туалет Венеры» Франсуа Буше — это жанровая сценка, главная героиня которой — богиня любви, окруженная амурами. Взгляд ее отведен в сторону, что позволяет зрителю беззастенчиво разглядывать ее обнаженное тело, которое кажется фарфоровым, как и все на картине. Цвета нежные и осторожные: бледно-розовый, бледно-серый, нежно-серебристый, золотой и бирюзовый. Интересно, что для таких цветов художники XVIII века подбирали неожиданные и очень «аристократические» название- цвет бедра испуганной нимфы — бледно-розовый, цвет парижской грязи — бледно-серый, цвет блошиного брюшка — коричневый, близкий к терракотовому и т.д. Даже в названиях цветов есть что-то надуманное, жеманное, нарочито деликатное. В картине практически отсутствует действие, ровно как и мораль, все настраивает на созерцательный лад. Чувственная Венера здесь похожа на обычную молодую красавицу, занятую своим туалетом, лишь амуры создают мифологический контекст.

Большое значение в стиле рококо играет портрет. Главная героиня искусства рококо — конечно женщина. В эту пору женщины активно начинают влиять на политическую жизнь государства, становятся писательницами и художницами.

Одноай из самых влиятельных дам во Франции, во многом определявшей моду, своего времени, была знаменитая фаворитка Людовика XV, Маркиза де Помпадур. Ее портрет написал Франсуа Буше, и эту картину можно считать одним из главных произведений, раскрывающих эстетику рококо.

В уютнои и соскошной комнате расположилась молодая аристократка. Она отвлеклась от чтения романа и мечтательно смотрит вдаль. Ее миловидная улыбка, нежный румянец на щечках, маленькие белые холеные руки и, конечно, платье, усыпанное цветами, делают образ необычайно женственным и воздушным.

Английский художник Томас Гейнсборо создал один из самых ярких портретов XVIII века: «Портрет миссис Ричард Бринси Шеридан». Внезапность, естественность позы, случайность ракурса, в которой показана героиня, придают ее облику непринужденность и расслабленность, а слегка размытые контуры фигуры, прически и драпировок, делают ее неуловимой и воздушной.

Само искусство этого времени можно назвать утонченно-женственным.

Неоклассицизм

XVIII век в истории Европы назван эпохой Просвещения. Это время стремительного развития науки и философии. Рационализм и революционные настроения вызвали у художников желание оглянуться на античное прошлое. Грецию, прославлявшую силу разума и идеи свободы. Римской республики.

Возвращение искусства к идеалам античности в период близкий к Французской революции, в европейском искусствоведении носит имя неоклассицизма, а в России его также называют классицизмом. В сущности этот период представляет собой вторую волну классицизма в Европе, когда в искусство возвращаются прежние темы и живописные законы.

Главный представитель неоклассицизма — Жак-Луи Давид, а его картина «Клятва Горациев» — одно из самых показательных произведений для характеристики стиля. Это картина на сюжет римской истории, когда для сражения с врагами Рима родом из города Альба Лонга были выбраны трое братьев из рода Горациев. В картине запечатлен момент, когда братья, поднимая правую руку вверх, клянутся победить или умереть, а их отец протягивает им оружие. Справа изображены скорбящие женщины, как противовес их воинственному настрою.

Жак-Луи Давид. Клятва Горациев. Лувр, Париж.

«Клятва Горациев» была написана за пять лет до начала Французской революции 1789 года. За этим событием, начинавшимся как путь к человеческим правам и свободам, за которым с вдохновением следил весь мир, последовал якобинский террор и захват власти Наполеоном Бонапартом. Столь стремительные перемены в мире, Наполеоновские войны, изменения границ привели к новому мироощущению в Европе и новым настроениям в искусстве XIX века.

Статью о стилях и направлении в живописи можно посмотреть здесь

Ссылка на источник: История искусств. Просто о важном. Стили, направления и течения. Под редакцией Алины Аксеновой.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.