5
(1)

Открытия эпохи Ренессанса наметили путь развития и для искусства XVII века. Однако исторические обстоятельства нового столетия были уже другими. XVII век — сложное и неоднозначное время в истории Европы, что повлияло и на особенности искусства. Именно тогда возникли сразу несколько стилей, одновременно существовавшие в разных странах. Мы начнем разговор об этом периоде с академического направления, которое оформилось раньше остальных.

Академизм

Братья Аннибале и Агостино Карраччи, основавшие в 1582 году Академию дельи Инкамминати (в переводе означает Академия вступивших на истинный путь). призывали считать лучшие образцы искусства Возрождения единственным ориентиром для современных им художников. Именно так произошло зарождение академизма в живописи — стиля, в котором главным были высокие классические идеалы.

В основе академизма лежит античный принцип красоты и гармонии, пришедший в XVII век из Высокого Ренессанса. Для живописи же характерно следующее: нанесение контурного рисунка перед началом работы краской, правильная композиция, постепенное высветление цветов от низа к верху картины. В этот период распространены произведения на мифологический или библейский сюжет, а также торжественное и патетическое настроение картин.

Так в работе Аннибале Каррачи «Пьета» наблюдается треугольная композиция, правильные черты и идеальные лица, на которых нет страдания, они не искажены сильными эмоциями. Одежда Марии напоминает драпировки античных статуй; тело Христа, хотя и показанное в сложном развороте, атлетически прекрасно.

Аннибале Карраччи. «Пьета.» Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь.

Одним из известнейших приверженцев академизма в Италии стал художник Гвидо Рени. Его картина «Избиение младенцев» демонстрирует несколько характерных признаков академической традиции.

Прежде всего художники обращались к библейским или историческим сюжетам: здесь представлена сцена казни младенцев по приказу царя Ирода, желавшего смерти новорожденному Иисусу.

В целом подобное произведение должно было казаться возвышенным, героическим, вызывать восхищение красотой персонажей и говорить в важности изображения событий. В картине художник использовал три основных спектральных цвета- красный, синий и желтый.

Гвидо Рени. «Избиение младенцев». Национальная пинакотека, Болонья.

Караваджизм

Но не все мастера были согласны подчиняться строгим правилам академизма.

Первым о других живописных принципах заявил Микеланджело Меризи да Караваджо. Для его картин характерна реалистичность вплоть до отталкивающего натурализма («Давид и Голиаф»), изображение героев библейских притч как своих современников — в одежде и обстановке эпохи, а также особое освещение — техника тенебросо. Ее особенность в том, что фигуры героев ярко освещены и сильно выделяются на темном фоне окружающей обстановки.

Перенесение мифологических персонажей в современную обстановку впервые возникло в искусстве кватроченто, но тогда это делалось из желания художника изучать мир через живопись и восхищаться им. В искусстве Караваджо изображение библейских герое в обстановке XVII века — это его стремление показать историю максимально реалистичной и близкой к зрителю.

Картина Караваджо «Давид и Голиаф» поражает реалистичностью. Над поверженным Голиафом склонился Давид. Вместо меча в его руках веревка, которую он обвязывает вокруг шеи великана. Картина наполнена натурализмом, отталкивающими реалистичными подробностями, которые невозможно представить ни у Рафаэля, ни у академистов.

В картине «Призвание апостола Матфея» мы видим людей, одетых по итальянской моде начала XVII века. Типажи, обстановка, предметы — ничто не намекает на новозаветные времена. Только нимб над головой Иисуса и жест его правой руки говорят о том, что перед нами события священной истории. На будущего апостола Матфея направлен не только перст Иисуса. Сам апостол, не верящий в происходящее, указывает на себя, как бы переспрашивая, правильно ли он понял Христа. Однако то, что по-настоящему делает картину характерной для этого направления — луч света, разбивающий мрак полуподвального помещения. Именно в картинах Караваджо впервые возникает особое освещение — эта техника называется «тенебросо», от итальянского «мрачный темный». Тенебросо позволяет делать фигуры объемными и выразительными за счёт резкого контраста с темным фоном и погруженными во мрак деталями. Этот контраст придает драматизм образам и сообщает повышенное напряжение сюжету, а фигуры делает более объемными и реальными.

Большинство последователей Караваджо будут использовать этот прием в своих произведениях. Тенебросо станет характерной чертой искусства XVII века и за пределами Италии.

Художники, воспринявшие стиль Караваджо, работали в разных частях Европы. Одним из самых известных караваджистов бы испанский мастер Франсиско де Сурбаран. В его «Распятии» деревянный крест выступает из абсолютной тьмы, фон почти черный . Свет выхватывает только фигуру Христа и деревянный крест, фактуру которого художник передал очень точно . Существование распятого Иисуса, который возникает из тьмы перед глазами смотрящего, не может вызывать сомнений. Это должно было усиливать религиозные переживания верующего.

Барокко

В XVI веке церковь сильно потеряла свое влияние, и в XVII веке она обратилась к искусству с задачей вернут человека в лоно церкви. Новым методом, призванным укрепить в зрителе веру, становятся реалистично показанные священные сюжеты и герои.

Одним из ярких представителей барокко был Питер Пауль Рубенс. Например, это мы в картине Рубенса «Воздвижение креста».

Заказчиками Рубенса были монархи и Церковь — он создал огромное количество алтарных работ, многие из которых до сих пор можно увидеть в храмах. Алтарная картина «Воздвижение креста» демонстрирует важнейшие черты живописи барокко. Барокко, предполагая максимальную вовлеченность зрителя в мир картины, стремится держать его в сильном эмоциональном напряжении, для чего часто обращается к самым кульминационным эпизодам священной истории. Это настроение подчеркивается динамичными позами, физическим напряжением тел, сложными ракурсами.

На картине «Воздвижение креста» запечатлен момент, когда крест с распятым на нем Иисусом почти поднят. Привлекают внимание обнаженные мускулистые торсы палачей, тянущих за веревки, в нижней части композиции. Трагизм происходящего не мешает художнику сделать акцент на физической мощи человека, которая выражена и в фигуре самого Христа.

Подобные черты можно проследить и в картинах на светские темы «Похищение дочерей Левкиппа» — картина с еще большей динамикой изображающая кульминационный момент, где сыновья Зевса Кастор и Полидевк похищают дочерей греческого царя. Похищение — один и любимых сюжетов барокко, поскольку он сам по себе предполагает кульминацию, скорость, эмоциональность . В центре картины две обнаженные красавицы, похищаемые братьями. Все фигуры изображены в сложнейших ракурсах и запечатлены в таких позах, в которых можно находиться лишь долю секунды.

Барокко- это стиль, который распространяется в странах католической Европы как отклик на новые требования. В переводе с португальского «барокко » значит «жемчужина неправильной формы». Это стиль, который характеризуется роскошью, ему свойственны драматизм, повышенная динамика, психологизм, эмоциональность. Задача барокко — добиться максимальной вовлеченности зрителя в мир картины, поэтому для изображения выбираются кульминационные моменты, а также используются другие способы акцентировать напряжение: динамичные позы, сложные ракурсы.

Также в XVII веке популярен жанр парадного портрета, целью которого было продемонстрировать заслуги героя и вызывать у зрителей чувство восхищения. Портреты важных персон создавали Фан Дейк и Веласкес.

При этом в эту эпоху мастеров в первую очередь интересует не идеал, как в эпоху Возрождения, а жизнь, какой она была в реальности, пусть и немного театрализованная и утрированная. Становится популярным не только парадный, но и бытовой портрет. Второй противопоставлен первому: это естественная жизненная ситуация, самый непосредственный и динамичный образ человека.

А в портрете-биографии — что, в первую очередь, имеет отношение к творчеству Рембрандта — акцент делается на прожитые годы и изучение судьбы человека . В этом жанре развивается психологизм, стремление говорить о личности и судьбе человека.

Наиболее специфическим явлением в истории портрета в XVII веке стал групповой портрет, получивший распространение в Голландии. Картины заказывали члены одного объединения, и на них изображались все, кто вносил художнику плату.

Голландия в XVII веке пережила расцвет искусства. Это было связано с политическими процессами — отделение Голландии от Южных Нидерландов, а также с выбором новообразовавшейся страной протестантизма, религии, которая отказалась от пышного убранства в храмах. Таким образом голландские художники лишаются церковных заказов, и живопись становится преимущественно светской. Картины писались для домов заказчиков, которые хотели видеть знакомые и понятные сюжеты. Особенно популярен был бытовой жанр, показывающий жизнь в ее естественном течении. Главные его черты — внимание и любовь к бытовым деталям.

Одним из признанных мастеров этого жанра был Ян Вермеер. На его картине «Молодая женщина с кувшином воды» мы видим голландскую девушку, которая правой рукой открывает оконную створку, а левую руку держит на медном кувшине. Взгляд ее устремлен на улицу, а поза статична. Все эти предметы говорят нам о том, что девушка, вероятно, занимается своим утренним туалетом. Географическая карта, изображенная на заднем плане, может наталкивать на мысли о Голландии.

Ян Вермер. Молодая женщина с кувшином воды. Коллекция Генри Г. Морквандо.

Кроме того, были популярны натюрморты, которые наряду с внешней простотой, обладали глубоким аллегорическим смыслом. В Голландии XVII века расцвел интерес к родной природе, и пейзаж из идеализированного превратился в национальный, способный по-настоящему передать вид родного края.

Скульптура барокко не менее выразительна и реалистична, чем живопись, и при этом в ей воплощены многочисленные религиозные сюжеты. Примером типичной барочной скульптуры может служить «Экстаз святой Терезы «Джованни Лоренцо Бернини . Тереза — испанская монахиня, которая однажды увидела во сне ангела, пронзившего ее сердце золотой стрелой, отчего она испытала сладостную муку. Монахиня изображена с наполовину прикрытыми глазами, приоткрытым ртом и запрокинутой головой — характерные внешние признаки экстаза в искусстве. Слева над ней ангел готовится пустить в нее стрелу. Как мы понимаем, это любимая мастерами барокко кульминация сюжета. Мрамор в исполнении Бернини совершенно не похож на камень. Легкость и естественность говорят не только о таланте скульптора, но и снова заставляют нас вспомнить требование заказчика — чудо должно стать реальным.

С таким же мастерством Бернини выполнил еще одну знаменитую скульптуру барокко — «Похищение Прозерпины». Это античный миф о том, как бог подземного царства Аид, влюбившись в дочь богини плодородия, Прозерпину, забрал ее в свой мир.

Можно сказать, что стиль барокко — это воплощение в искусстве всеобщего беспокойства, царившего в мире. С одной стороны, научный и технический прогресс продвигал человечество вперед, а с другой — человек начинал ощущать себя слишком незначительным и ничтожным по сравнению с огромным и сложным миром.

Познать себя казалось проще, чем познать мир — отсюда внимание многих живописцев к личности человека и к индивидуальной судьбе каждого. Жизнь начинает восприниматься как краткий миг, которым нужно успеть воспользоваться — и отсюда в искусстве барокко возникают динамика и эмоциональное напряжение.

Классицизм

Рассудочный и строгий классицизм, возникший в XVII веке во Франции, противопоставлен хаосу барокко. Главным ориентиром классицизма стало искусство Греции и Рима. В первую очередь классицизм роднит с античностью его рационализм — упор на разумное, а не эмоциональное или чувственное.

Главный мастер, который сформировал этот стиль, — Никола Пуссен. Анализ его работ позволяет вывести формулу искусства классицизма.

«Смерть Германика» — картина на сюжет древнеримской истории времен Империи. На смертном ложе Германик — усыновленный императором Тиберием племянник, которого многие видели его преемником. Это человек, покоривший много германских племен. Перед зрителем разворачивается трагическая сцена оплакивания умирающего Германика, однако мы не видим интенсивных эмоций. Все персонажи выглядят спокойными, невзирая на печальное событие. Даже женщина справа, закрывшая лицо платком смотрится сдержанно. Власть над эмоциями — это одна из важнейших тем в искусстве классицизма.

Художники-классицисты писали не только сюжеты античной истории и мифологии. «Святое семейство в Египте» Пуссена полностью отвечает идеям стиля. Религиозный сюжет, красивые герои, греческий профиль некоторых из них отсылает к античным канонам красоты. Два плана, на втором виднеются элементы римской архитектуры. Здесь же Пуссен использует правило трех цветов — в пейзаже и второстепенных деталях преобладает спокойный бежевый тон, но есть несколько ярких акцентов синего, красного и желтого цвета. Все это совпадает с канонами академизма, сложившегося в Италии.

Классицизм не показывает реальное — он снова склоняется к демонстрации лучшего, идеального. А идеал = хэто разумное спокойствие. Приемы класицизма совпадают с канонами академизма. Эти два течения фактически представляют собой единое явление — норматиное искусство. Одна из важнейших норм в академизме и классицизме — это иерархия жанров. Высокими жанрами считались исторический и мифологический (библейский или античный), а также парадный портрет. Низким жанром были пейзаж, жанровая сцена и натюрморт, в сущности, рассматривавшийся лишь как нечто учебное. В литературе наблюдалась та же тенденция.

Главная цель скульптуры в эпоху классицизма — прославление монархов. Мастера отталкиваются от античной скульптурной традиции, но изображают человека одетым. Прежде всего, одежда подчеркивает статус изображаемого, но еще важно понимать, что европейская мораль XVII — XVIII века, несмотря на любовь художников к античности, не могла допустить парадного изображения важной персоны в обнаженн6ом виде.

Античность была главным ориентиром и для скульпторов. Воплощенные в скульптурах персонажи статичны и спокойны. Конная статуя Людовика XIV, выполненная французским скульптором Франсуа Жирардоном, отсылает нас к конным портретам эпохи Римской империи.

Еще один тип скульптуры — бюст государственного или культурного деятеля. Как правило, в этом виде скульптурного портрета на первое место выступало сходство с моделью и тонко схваченные черты характера. Акцент делался на серьезном вдумчивом взгляде. Портрет Никола Буало работы Жирардона — образ мыслящего человека, интеллектуальную силу которого стремится подчеркнуть мастер.

Барокко и классицизм — стили, которые продолжили свою жизнь и развитие и в XVIII веке. Однако у искусства этого времени сложился ряд узнаваемых особенностей, характерных для нового столетия.

Похожую статью о стилях и жанрах можно посмотреть здесь

Ссылка на источник: История искусств. Просто о важном. Стили, направления и течения. Под редакцией Алины Аксеновой.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.