5
(1)

«Темный» или гомеровский период.

Именно с греков и римлян начинается разговор о классической архитектуре и скульптуре, театре и поэзии, философии, медицине, демократии, республике и многом другом. Началом древнегреческого искусства считается XI век до нашей эры. Историки называют этот период греческой истории «темным» либо гомеровским (геометрика)- считается, что именно в период жил Гомер, подаривший миру «Илиаду» и «Одиссею».

Самые ранние памятники были деревянными и поэтому не сохранились. До нас дошли только осколки глиняных горшков, расписанные геометрическими фигурами. Поэтому этот стиль так и назвали геометрическим. Геометрические фигуры обозначали различные символы- воду, землю, небесные святила, поскольку человек в то время считал себя неотделимым от природы. Рисунки на них так же просты, как и жизнь человека той поры. В основном это круги и полосы, ровно и ритмично опоясывающие стенки сосуда. Иногда художники изображали на вехах треугольники, квадраты и прочие формы. Чем дольше жил этот стиль, тем сложнее становились рисунки, стали появляться более сложные по конфигурации узоры, изображения животных, а затем и людей. Самый яркий пример — дипилонские амфоры: огромные снизу доверху опоясанные орнаментами. Названия они получили по тому месту, где были найдены археологами. Сохранились редкие примеры скульптуры — небольшие бронзовые статуэтки — создаются по тому же геометрическому принципу. Мы видим, как далеки они от величайших образцов греческой культуры последующих веков, каких как Венера Милосская и Аполлон Бельведерский.

Однако, в конце VIII века до нашей эры греческая культура стремительно развивается.

Архаика

Архаика — по-гречески «древность». В это время греки перенимают традиции у других народов, искусство становится более реалистичным.

Рисунки на вазах стали более понятными, узкие пояса с орнаментами превратились в широкие полосы с изображениями животных, птиц, человека или фантастических существ.

Греки не только много путешествовали и познавали традиции соседних народов. но и переняли многое для себя. Это время вообще можно назвать порой расширения горизонтов и получения новых знаний о мире, что сказывалось и на развитии античной культуры.

Греки отказались от геометрических форм, из которых, как конструктор, собиралось тело человека. На вазах люди изображались уже гораздо более реалистично, хотя и с утрированными пропорциями. Эта тенденция видна и в скульптуре. Те чудом уцелевшие скульптуры, которые мы видим в музеях белыми, когда-то были расцвечены. Традиция раскрашивать скульптуры сохранялась на протяжении всей древнегреческой истории.

Реальные чувства и эмоции, которые испытывает человек, долгое время не интересовали греческих мастеров. Гораздо важнее было показать общее, внешнее, то, что соответствовало идеалу времени, — а это были сила и красота.

Возникают два новых типа статуй: куросы (юноши) и коры (девушки). Куросы: обнаженные шагающие юноши, они улыбаются особой «архаической» улыбкой. Также характерной чертой будут выпуклые веки и некоторая неестественность позы — словно они только притворяются, что идут. Коры: одеты, имеют характерную прическу — длинные волнистые волосы, которые симметрично падают на грудь. Они выглядят более естественно, чем куросы, и на и лицах отображаются различные эмоции.

Центром древнегреческого искусства был человек. мастера стремились показать все лучшее, что может быть у каждого, отобразить силу и красоту человека. Это не значит, что греки были самовлюблёнными, думающими только о внешности людьми — красота в те времена была показателем здоровья, молодости, способности совершать подвиги, много воевать и побеждать. Войны были повседневностью -сложно найти время в греческой истории когда не случилась бы очередная война.

Поэтому демонстрация внешних данных, силы и ловкости стала нормой и красивой традицией, воплотившейся в гимнастических состязаниях — олимпийских, панафинейских, дельфийских и так далее. Так что среди греческих статуй много образов атлетов.

Классика

Наиболее выдающиеся греческие скульптуры были сделаны в период между V и VI вв. до нашей эры, и это время в истории искусств справедливо названо классикой.

Классический период в искусстве Греции, когда были созданы самые выдающиеся скульптуры, наступил в V веке до нашей эры. Одна из известнейших скульптур, созданных в то время и представляющих собой новый этап развития искусства — это Дискобол (метатель диска). Несмотря на сложность и направленность его позы, на лице атлета не выражается никаких эмоций, он полон внутренней гармонии и спокойствия. Это связано с темой прославления человека и поиском идеального образа- это было важным для мастеров классиков.

Скульптор по имени Поликлет много работал над идеальным образом человека и воплотил его в статуе Дорифора — копьеносца. Этот герой — эталон идеальной красоты и гармоничных пропорций человеческого тела. Каноны мужской красоты до сих пор базируются на расчетах Поликлета. Кроме того он открыл прием хиазма -неравномерного распределения напряжения в человеческом теле. Это помогло его статуям выглядеть действительно живыми, в отличие от архаических скованных куросов. Эта статуя, созданная Поликлетом, считается воплощением идеала человека и гражданина. Поскольку для древнего грека внешность была показателем внутренних качеств, именно идеальная красота свидетельствовала о человеческой доблести.

В классическую эпоху эмоции считались проявлением необузданности и дикости, поэтому достоинство героев подчеркивалось спокойствием. Красота тела подчеркивала красоту души. Кромке того, для греков важное значение имел разум, при помощи которого можно было упорядочить хаотичный мир. Даже красота, как можно видеть на примере Поликлета, вполне поддавалась расчетам.

Помимо скульптуры в классическую эпоху развивается краснофигурная и чернофигурная вазопись. Там тоже изображается идеальный образ человека, анатомически точный и тщательно прорисованный. Сперва появились чернофигурные вазы: черный рисунок наносился на оранжевый фон обожженной глины. Затем появились вазы с оранжевым рисунком на черном фоне — краснофигурные.

При этом в искусстве используются преимущественно мужские образы — женщин мы видим, в основном, при изображении богинь.

Поздняя классика

Однако не все искусство Греции наполнено таким оптимизмом, как в V веке до нашей эры. Следующий этап, начавшийся в IV веке, ярко показывает, как изменились идеалы, а вместе с ним и памятники культуры.

Поздняя классика в IV веке создает образы, наполненные эмоциями и человеческими чувствами, которые были не чужды даже богам. В этот период в скульптуре больше динамики и экспрессии. Это хорошо видно на примере статуи Менады работы Скопаса, выдающегося мастера своей эпохи. Это небольшая статуэтка девушки, исполняющей энергичный танец. Несмотря на неподвижность куска камня, из которого она сделана, возникает ощущение быстрого вращения менады вокруг своей оси. Она движется как винт, постоянно меняя положение тела.

Мастерам становится интересно говорить о живых людях, их чувствах. Теперь в искусстве не люди наделяются чертами богов, а боги обретают свойства человека. Они страдают, ленятся, мечтают. В подобном шаге чувствуется свобода, которую ощущают мастера поздней классики. Они работают не в рамках канонов, а исходя из собственного видения образа. Во время пробудившегося интереса к человеческой личности и индивидуальности отражение художником собственных творческих целей становится невероятно важным.

Однако не все скульпторы этого времени выглядели энергичными и внушали иллюзию непрерывного движения. Некоторые герои были спокойны и недвижимы, как у скульптора Праксителя. Пракситель любил изображать Богов в состоянии отдыха, погруженными в свои мысли, ленящимися и никогда не совершающими каких-либо активных действий.

Статуя Гермеса с младенцем Дионисом на руках — яркий пример, характеризующий стиль этого мастера. Сложно догадаться, что это могучий и важный Гермес, один из самых сильных Богов Олимпа. Он стоит, задумавшись, и это также является характерной особенностью образов богов в IV веке.

Эллинизм

В IV веке скульпторы начинают интересоваться отдельным человеком, человеческими эмоциями, личностью, индивидуальностью. В этот период они перестают создавать идеальные бесстрастные образы, эмоции начинают возникать даже у богов. В скульптуре появляется больше динамики и экспрессии.

IV век — исторически тяжелое время для Греции, поэтому поиск гармонии с миром уступает место интересу к внутренней жизни. Лица статуй приобретают индивидуальность в отличие от идеальных пропорций Дискобола и Дорифора. Возникает жанр портрета.

Также создается первая скульптура обнаженной женщины авторства Праксителя. Со времен архаики женские статуи традиционно ваялись одетыми. Это новшество — воплощение внутренней творческой свободы, которую ощущали мастера поздней классики.

Следующая эпоха — которая в отличие от многих других имеет точную дату рождения 9323 г., дата смерти Александра Македонского)., получила название эллинизма.

Эллинизм — время греческого влияния на большинство земель Средиземноморья, поэтому география культуры эллинизма очень широка: туда в частности, входят Египет, Сирия, Финикия, Персия. Это время распространения греческой культуры по территориям бывшей империи Александра Македонского.

Чтобы разобраться в особенностях искусства этой эпохи, последней в истории греческой культуры, достаточно помнить о тех настроениях, которые возникли в поздней классике. Экспрессия, кипение страстей, лиризм, повышенная динамика, интерес к отдельному человеку, его внешности — все это было в эллинизме.

Появляются архитектурные формы огромных размеров и нередко масштабные скульптурные композиции. Это связано с тем, что владыки маленьких царств часто имели большие амбиции и пытались заявить о своём влиянии через искусство.

Эллинизм -это время контрастов в искусстве и жизни. Поэтому наряду со статуями, достигавшими в высоту пяти метров, возникают совсем небольшие строения и миниатюрные скульптуры.

Чтобы понять характер эллинизма, достаточно оценить всего несколько памятников, широко известных в мире.

Стремительность, динамику и отсутствие спокойствия, характерное для эпохи, можно почувствовать, глядя на статую Ники Самофракийской. Это название появилось на свет на острове Симофракия в честь победы греческого флота, что и определило образ богини победы. Она возвышалась на постаменте в виде носа корабля, высеченного прямо в скале на берегу моря, где обычно дул сильный ветер.

Все это видно благодаря намокшей одежде, ее трепещущим складкам, подчеркивающим красоту тела богини. Постоянно меняющееся на ветру положение складок — метафора ускользающего времени, вечно меняющейся жизни. Ели смотреть на статую сбоку, крылья увиливают ощущение стремительной скорости, с которой богиня летит навстречу ветру.

Лирическое направление искусства эллинизма в полной мере воплощено в статуе Афродиты Милосской, больше известной под именем Венеры Милосской. Она похожа на классическую скульптуру, полую величия и спокойствия. Ее лицо соответствует классическому идеалу, в нем крайне мало индивидуального, кажется такое же лицо было у всех богинь, созданных в V веке. Но два обстоятельства не позволяют смотреть на этот памятник как на классический образ.

Во-первых, Афродита наполовину обнажена, а значит она не могла быть результатом работы классического мастера.

Во-вторых, очень сложно изогнуто ее тело и слишком изысканно трактованы складки драпировки.

Это делает Венеру необыкновенно лиричной, а также подчеркивает ностальгический характер времени, когда к грекам пришло осознание, что главные их победы остались в прошлом.

В эту эпоху греки оценили важность каждого периода человеческой жизни. Поэтому в период эллинизма художники стали создавать образы не только молодых атлетов, но и стариков, и детей. На этих этапах стала заслуживать внимания жизнь сама по себе.

Достижения греческих скульпторов и архитекторов были важнейшим ориентиром для мастеров Рима. Эта цивилизация вышла на политическую и культурную арену во II веке до нашей эры и стала преемницей греческой культуры.

Искусство Древнего Рима

Если о начале греческой истории мы знаем лишь приблизительно, благодаря исследованиям историков, древние римляне сами называли точную дату появления Рима на свет — 753 год до нашей эры.

Хотя мы называем греческую и римскую цивилизации общим понятием «античность», подход к жизни и искусству у этих двух народов был разным. В отличие от греков, которые направляли свои культурные усилия на создание образа идеального человека, римляне больше любили реальность и именно о ней говорили на протяжении своей истории.

Римляне ценили комфорт и практичность как в масштабах страны, так и в частной жизни. Гений римлян проявил себя в архитектуре, где были сделаны самые важные открытия. Мостами, которые строились еще д нашей эры жители Западной Европы пользовались до конца эпохи Средневековья, а храм всех богов Пантеон, построенный во во II веке до нашей эры, до сих пор стоит в центре Рима и поражает всех своей мощью. Гораздо скромнее римляне проявили себя в других видах искусства, где часто использовали опыт греков и этрусков, своих ближайших соседей.

Однако, римская скульптура не поражает нас многообразием пластических форм, здесь нет обнажённых идеальных тел и изящных поз. Невозможно найти драматичный эмоциональный образ героев или бога, они у римлян встречаются гораздо реже, чем у греков. Вместо этого римляне любили делать статуи настоящих, живых людей и изображать их внешность абсолютно точно.

Поэтому разговор о скульптуре мы начнем с портрета. В галерее римских образов не найти двух похожих лиц. Каждое обладает своей неповторимостью, и во внешности приданы как привлекательные черты, так и недостатки. Все это — явное свидетельство того, что телесная красота на имела значения для римлян. Уважаемый человек мог не обладать идеальной фигурой, но это не умаляло значения достоинств его души.

Чтобы разобраться в этом вопросе, мы рассмотрим самый показательный пример — статую императора Августа из Прима Порта.

В образе Октавиана Августа можно увидеть черты не только оратора, но и полководца. Помимо поднятой руки и тоги мы видим доспехи и маршальский жезл в руке: все это должно раскрыть его героическую сущность, а также продемонстрировать военные амбиции государства.

После наступления эпохи Империи эта традиция видоизменилась из-за необходимости прославлять императора и утверждать величие Рима. Скульптор начинает льстить изображаемому и улучшать его внешность, используя греческие каноны красоты, хотя портретное сходство сохраняется. В дальнейшем римские скульпторы даже начинают прикреплять голову заказчика к заранее изготовленной идеальной фигуре.

Так, сохраняя в изображении лица портретное сходство, мастер выполнил фигуру Августа более правильной и пропорциональной, чем она была на самом деле. Искусство эпохи Империи стало менее демократичным, начав льстить герою. Высшим проявлением этой лести стало обращение к греческому канону красоты.

Римляне не любят экспериментов, поэтому у них есть всего несколько устоявшихся скульптурных образов. которые тиражируются. Это: оратор, жрец, полководец, божество.

Также у римлян, единственных в Древнем мире, встречается конная статуя, прообраз для парадных портретов в более поздние века. Кроме того, в римском искусстве, в отличие от греческого, во множестве встречаются образы уважаемых женщин.

III и IV столетия были сложными для Римской империи. Сильное неравенство в обществе, постоянная борьба за власть и приход к ней случайных людей, часто не из знати, религиозные противоречия — все это ослабляло римское государство. Неспособность языческой религии примирить общество с возникшими проблемами привела к усилению роли христианства.

В середине III века, при императоре Диоклетиане власть в Империи была разделена между четырьмя правителями, а в IV веке сама империя раскололась на две большие части — Западную и Восточную.

Столица восточной части империи, Константинополь, стала приобретать силу и богатеть, а западный Рим погружался в кризис, все чаще подвергаясь набегам разорявших его варваров. От былого величия Рима не осталось и следа, присоединённые к империи территории откалывались, начиналось Великое переселение народов. В 476 году Западная Римская империя пала, и в Константинополь были перемещены знаки императорской власти после чего он официально стал главным городом восточной империи. Она продолжит свое существование еще тысячу лет в виде христианского государства, известного под именем Византии.

Прочитать о стилях и направлениях Вы можете в статье «Средневековье и живопись»

Ссылка на источник: История искусств. Просто о важном. Стили, направления и течения. Под редакцией Алины Аксеновой.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.