4.2
(5)

Метрополитен — один из крупнейших и посещаемых музеев мира. За полтора столетия его коллекция достигла огромных размеров вобрав в себя более двух миллионов произведений искусства мастеров всего мира. Среди них картины, скульптуры, гравюры, костюмы, предметы быта, артефакты древнего мира. Здесь хранятся работы Боттичелли, Рафаэля, Тициана, Босха, Дюрера, Караваджо, Рубенса, Вермеера, Делакруа, Ренуара, Ван Гога, Пикассо и многих других.

Нью-йоркский музей Метрополитен расположен в восточной части Центрального парка на особом отрезке Пятой авеню, получившем название «Музейная миля», по соседству с другими городскими музеями и роскошными частными особняками 1920-х годов. В его постоянной коллекции находится более двух миллионов произведений искусства, а обойти все его залы за один день просто физически невозможно, так как выставочная площадь музея составляет 200 тысяч квадратных метров. Всего за полтора столетия с помощью американских бизнесменов при минимальной государственной поддержке Метрополитену удалось собрать эту огромную коллекцию со всех уголков мира и войти в пятерку самых посещаемых музеев наряду с Лувром, Британским музеем и Музеями Ватикана, став одним из символов эклектичной культуры Нового Света.

Однако интерес к изобразительному искусству у американцев возник далеко не сразу. На заре американской истории прагматичных и расчетливых колонизаторов интересовали более насущные проблемы: обустройство быта, выживание в суровых погодных условиях, борьба с голодом и болезнями. Конфликты с коренным населением Северной Америки и Война за независимость 1775-1783 годов тоже не способствовали возникновению потребности приобретать и коллекционировать предметы искусства, выставлять их в музее. Одно из немногих исключений, относящееся к этому периоду- собрание копий полотен старых мастеров и гипсовых слепков античных скульптур, которое экспонировалось в начале XVIII века в доме Джона Смаиберта, бостонского торговца художественными принадлежностями. Еще существовали коллекции семейных портретов в домах состоятельных людей, не имевших к коллекционированию непосредственного отношения. В основном же собиратели предметов искусства слыли чудаками. Улучшить ситуацию не удалось даже такому видному политику, как Бенджамин Франклин, который выступал за развитие изящных искусств — современники остались глухи к его призывам, так как в то время выше всего ценились точные науки. Ситуация улучшилась только ко второй половине XIX века, когда появились организации, проводившие выставки работ местных художников и граверов, распространяя изобразительное искусство среди населения.

Настоящий бум создания публичных музеев пришёлся на время после окончания Гражданской войны в 1861-1865 годов и реконструкции Юга, когда американская экономика перешла в фазу активного роста: самыми быстрыми темпами в истории страны увеличивались заработная плата, национальный продукт и капиталы, появлялись новые товары, возникали целые отрасли производства (позже этот период получил название «Позолоченный век»). Респектабельные американские бизнесмены и промышленники активно занимались благотворительностью, поддерживали библиотеки, театры, оркестры, колледжи и академии, а покупка произведений искусства стала считаться выгодным вложением средств. Многие из них жертвовали огромные суммы и свои коллекции на создание и развитие музеев, благодаря чему всего за одно десятилетние, в 1870-х годах, появились музей Метрополитен в Нью-Йорке, музей изящных искусств в Бостоне, Филадельфийский художественный музей и Чикагский институт искусств. Стоит отметить, что собрать музейную коллекцию в Новом Свете было гораздо сложнее, чем во Франции, Италии и Великобритании, где музеи формировались из королевских и церковных собраний, создававшихся на протяжении многих веков. В Америке же по очевидным причинам эта многовековая традиция отсутствовала, да и покупка произведений искусства в Европе осложнялась проблемами транспортировки и обилием посредников. Но несмотря на все трудности, объединёнными усилиями американцам удалось совершить невозможное — за небольшой срок создать музеи, которые по своему богатству не уступали европейским. И главным из них стал музей Метрополитен.

История Метрополитена, или Мета, как его называют сокращенно, началась в Париже 4 июля 1866 года. В этот день американский юрист Джон Джей на званном обеде в честь Дня независимости высказал идею формирования собственного художественного музея в США. Присутствовавшая там группа американских бизнесменов с восторгом восприняла эту идею и заявила о своей готовности оказать поддержку. И вот уже через четыре года эти энтузиасты добились властей разрешения на открытие публичного музея в Нью-Йорке. Тогда же была юридически зарегистрирована корпорация под названием «The Metropolitan Museumoum Art». Сразу после основания, официальной датой которого считается 13 апреля 1870года, Метрополитен обозначил и свою миссию — пробуждать и развивать интерес к изобразительному искусству у простых американцев. Вскоре музей получил и свой первый экспонат — древне-римский мраморный саркофаг III века до нашей эры, декорированный гирляндами из листьев дуба, головами горгоны Медузы и эротами. Подарил его османский грек по имени Абдо Деббас. Тогда еще никто не мог вообразить, что спустя сто пятьдесят лет собрание античного искусства в музее вырастет до 35 000 экспонатов! Пополнять коллекцию продолжили богатый железнодорожник Джон Тейлор Джонстон, первый президент музея, и Уильям Блогдгет, купившие в Европе 174 картины.

20 февраля 1872 года Метрополитен впервые открыл свои двери для посетителей. Разместился он в доме № 681 на Пятой авеню. Общая стоимость коллекции тогда оценивалась всего в 359 долларов, входной билет стоил 25 центов, а в понедельник и четверг вход был бесплатным. Однако с заявленной миссией — просвещать рядовых американских трудящихся — на первых порах возникли сложности. Часы работы музея совпадали с рабочим днем, поэтому первыми посетителями там были все те же богатые бизнесмены, что его основали. Неспроста главные герои романа Эдит Уортон «Эпоха невинности» преуспевающий юрист Ньюланд Арчер и графиня Эллен Оленская выясняют отношение и признаются друг другу в любви именно во время посещения Метрополитен-музея. Ведь здесь никто, кроме безучастного сторожа, не в состоянии им помешать.

«Избегая популярного собрания Вулф, чьи забавные полотна занимали одну из главных галерей причудливого здания из чугуна и разноцветных изразцов, называемого Метрополитен-музей, они прошли по коридору в комнату, где в унылом единении плесневели памятники древности Чесноль. Никто не нарушал их одиночества в этом унылом убежище, и, усевшись на диван, расположенный вокруг центрального калорифера парового отопления, они молча смотрели на шкафы черного дерева, где под стеклом хранились извлеченные из праха обломки Илиона.

— Странно, что я никогда здесь не была, — сказала госпожа Оленская.

— Гм… я думаю, когда-нибудь здесь будет великолепный музей.

-Да, — рассеянно согласилась она. «

ЭДИТ УОРТОН «ЭПОХА НЕВИННОСТИ»

Это досадное недоразумение исправили к 1889 году — музей начал работать по воскресеньям а в отчете за 1911 год уже отмечалось, что Метрополитен перестал быть музеем исключительно для высших слоев общества.

Через год после открытия Мет приобрел коллекцию кипрского антиквариата, и ему потребовался особняк побольше. Такой вскоре был арендован на Западной Четырнадцатой улице, однако потом стало понятно, что стремительно растущему музею необходимо здание, гле он будет размещаться на постоянной основе. Наконец, в 1880 году музей переехал в свой новый дом на пятой авеню, спроектированный в стиле бозар архитекторами Калвертом Воксом и Джейкобом Моулдом, где он располагается и по сей день.

Базар — архитектурный стиль, сформировавшийся в середине XIXвека, название которого произошло от французского beaux-arts — «изящное искусство». Он продолжал традиции итальянского Ренессанса и французского барокко, развиваясь с опорой на классическую и неоклассическую архитектуры. Его характерными чертами были торжественность, строгая симметрия, внушительные размеры объектов, наличие балконов и обилие декора: скульптур, лепнины, барельефов, гирлянд и медальонов. В США этот стиль наиболее ярко проявился в архитектуре общественных зданий.

Через несколько месяцев после открытия попечители музея наняли нового архитектора и к зданию пристроили еще два крыла, затем переделке подвергся и фасад. Спроектировал его, а также большой центральный холл и парадную лестницу один из самых востребованный архитекторов Нью-Йорка Ричард Хант, создавший пьедестал для статуи свободы. Эта грандиозная стройка растянулась на тридцать долгих лет, но, к сожалению архитектор умер, так и не увидев итогов своей работы. Построенный по его проекту центральный холл, напоминающий величественный храм с округлыми сводами устремленными ввысь арками, стал визитной карточкой музея. После смерти Ханта его протеже, талантливый скульптор Карл Биттер, украсил фасад четырьмя кариатидами, которые символизируют различные виды искусства: живопись, скульптуру, архитектуру и музыку. Также на фасаде можно заметить странные необработанные блоки. На их месте по замыслу архитектора должны были размещаться скульптурные группы, демонстрирующие четыре великих периода в истории искусства: Древний Египет, Древнюю Грецию, Ренессанс и современное искусство. Увы, этим планам не суждено было сбыться — на их реализацию не хватило средств.

Собирать коллекцию Метрополитену помогали как богатые меценаты, так и скромные дарители. Как правило, они жертвовали музею свои коллекции или средства на покупку произведений искусства. Так, в 1887 году, согласно завещанию Кэтрин Вульф, музей получил 143 картины художников ее времени и денежную сумму, на которую были куплены картины.

Интересно отметить, что на ранних этапах существования музея акцент делался в основном на копии и слепки предметов искусства так как считалось, что подлинные шедевры едва ли станут ему доступны. Но все изменилось, когда в 1901 году богатый фабрикант Джейкоб С. Роджерс завещал Мету пять миллионов долларов на покупку редких произведений искусства и книг. При жизни этот эксцентричный бизнесмен слыл параноиком и мизантропом поэтому никто не ожидал от него подобной щедрости. На его деньги было куплено множество шедевров.

Нельзя не упомянуть и банкира Джона П. Моргана, долгое время занимавшего пост президента музея. Всю жизнь он собирал картины, книги и другие произведения искусства, часть которых после его смерти в 1913 году была передана в музей его сыном.

Американский предприниматель, банкир и финансист Джон Пирпонт Морган.

Важную роль в истории музея сыграл коллекционер Генри Хэвемайер. Галерея современной европейской живописи Метрополитена благодаря Генри и его жене Луизин получила почти 200 картин импрессионистов. Во второй половине XIX века Хэвемайер увлекся коллекционированием предметов искусства — скупал картины, японскую керамику и старинные шкатулки.

Американский предприниматель и коллекционер Генри Генри Осборн Хэвемайер с женой Луизин.

В 1891 году супруги отправились в Париж и посетили мастерскую Дега, где Генри увидел картину «Дилетант», изображавшую коллекционера, одержимо накапливающего диковинные вещицы. Она настолько его поразила, что он немедленно пожелал ее купить. Сейчас эту картину также можно увидеть в музее Метрополитен.

Эдгар По «Дилетант»

За картиной «Портрет кардинала» художника Эль Греко Хэвемайер специально ездил в Испанию. Сейчас эта картина так же украшает Метрополитен.

Эль Греко. Портрет кардинала Фернандо Ниньо де Гевора.

Банкир Роберт Леман подарил музею коллекцию европейского декоративно0прикладного искусства, живописи и графики. В эту коллекцию входит «Благовещение» кисти Ганса Мемлинга.

Ганс Мемлинг. Благовещение.

Каждый год музей публикует отчет, в котором перечисляются новые приобретения. Совсем недавно коллекция Метрополитена пополнилась работой итальянского художника сиенской школы Дуччо ди Буонинсеньи «Мадонна с младенцем», написанная примерно в 1290 — 1300 годах, изображает Иисуса, нежно отодвигающего покрывало от лица Богородицы, скорбный лик которой выражает предвидение его трагической судьбы. За эту небольшую картину, размером меньше листа формата А4, музей заплатил тридцать миллионов евро.

Дуччо ди Буонинсенья. Мадонна с младенцем.

Посетителей ждет в музее огромное ранообраие экспонатов: живопись, скульптура, костюмы, оружие, музыкальые инструмены и фотографии. В секции декоративного искусства Америки можно увидеть 25 комнат, каждая из которыз выполнена в духе определенной эпохи или дизайнера. Все здесь подчиняется единому замыслу — собрать в одном месте выдающиеся произведения искусства со всего света и познакомить с ними рядового американца, который, возможно, никогда и не выезжал за пределы страны.

Всего у музея 20 отделов. Наибольшей популярностью среди посетителей пользуются отделы египетского, древнеримского, древнегреческого, американского искусства и, конечно же, собрание европейской живописи.

Обычно осмотр музея начинают с секций, посвящённых искусству Древнего мира. Это галерея искусства Древнего Египта. Здесь можно увидеть гробницы, датированные III тысячелетием до н.э., надгробные стелы, саркофаги и мумии, скульптуры и изображением богов и сфинксов, предметы из заупокойного храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, деревянную мебель, одежду и обувь. Особое внимание заслуживают фаюмские портреты I — III веков. В противоположной стороне размещается секция древнегреческого и древнеримского искусства. Она включает скульптуры, надгробные стелы, барельефы и фрески. Также здесь можно увидеть античную керамику, ювелирные изделия, стекло, римские мраморные саркофаги и портреты. Особое место занимают образцы помпейских росписей, напольные мозаики и мебель.

Отдел греческого искусства Метрополитен-музея

Целый отдел в музее посвящен самобытному исламскому искусству. Коллекция включает более 12 000 артефактов VII-XX веков, отражающих невероятный культурный и теографический охват исламской цивилизации.

Не в каждом музее можно встретить целый отдел, посвященный графике, а в Метрополитене он есть. Здесь хранится коллекция рисунков знаменитейших европейских художников, от титанов Возрождения до импрессионистов.

Американское крыло раскинулось на четырех этажах и включает более 15 000 картин, скульптур и предметов декоративно-прикладного искусства. Его украшением стал «Чарльз Энгельхард Корт» — великолепный застекленный сад с большими скульптурами и витражами, созданными художником Tiffany.

Однако самым богатым на шедевры в музее Метрополитен по праву считается отдел европейской живописи, расположенный на втором этаже. Он охватывает огромный временной промежуток почти в шесть столетий и состоит из 25 000 картин французской, итальянской, фламандской и голландской школ, десятки из которых пользуются огромной популярностью во всем мире. Здесь хранятся произведения Филиппо Липпи, Сандро Боттичелли, Рафаэля Синти, Тициана Вечеллио, Паоло Веронезе, Иеронима Босха, Альбрехта Дюрера, Микеланджело Миризи да Караваджо, Питера Пауля Рубенса, Яна Вермеера, Франсиско Гойи, Эжена Делакруа и многих других мастеров.

Паоло Веронезе. Венера и Марс, связанные амуром

До недавних пор Метрополитен был одним из немногих крупных музеев мира, который не вводил обязательную оплату за вход — каждый посетитель делал пожертвование на свое усмотрение. Однако с 1 марта 2018 года вход стал платным для всех, кто живет за пределами штата Нью-Йорк. Теперь стоимость входного билета равняется 25$. Некоторые группы людей имеют право на льготы. Билет для пожилых людей стоит 17$, а для студентов 12$. Однако это нововведение не касается жителей штата Нью-Йорк и студентов Нью-Джерси и Коннектикута. Они по-прежнему могут попасть в музей, сделав пожертвование, кроме того, все специальные музейные выставки и экскурсии для них бесплатны.

Купив билет в Метрополитен, в тот же день по нему можно посетить и два музейных филиала — недавно открытый Мет-Бройер, где представлено современное искусство, и расположенный в отдельном здании Мет-Клойстерс, который посвящен архитектуре и искусству Средних веков. Название «Клойстерс» происходит от слова «монастырь». Назван он так потому что для его создания пять французских монастырей XII-XV веков были разобраны, перевезены в Америку и собраны в новое здание, стилизованное под средневековую архитектуру.

Вот так скромный музей, основанный в буквальном смысле с нуля, без поддержки государства и церкви, усилиями граждан США за полтора столетия постепенно приобрел масштаб энциклопедического, а теперь претендует на статус величайшего в мире. До сих пор Метрополитен продолжает меняться и расширяться, регулярно приобретая новые экспонаты. Незыблемой останется лишь базовая идея, которая лежала в основе его создания: искусство, при условии его доступности, способно возвысить любого человека.

Если Вам понравилась публикация, поделитесь с друзьями.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.2 / 5. Количество оценок: 5

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.