5
(5)

Доблестное прошлое Большого театра и заслуги перед Родиной, перед художественно чутким народом русским вызвали не только уважение к нему как к авторитетному артистическому коллективу, но и любовь как к дорогому хранителю великих заветов русской оперы и мощному представителю советского искусства наших дней.

Б. Асафьев

У нас есть большой алтарь — это Большой театр, который останется на долгие годы храмом вечной красоты.

Л. Собинов

Большой театр — это совесть искусства, гордость всемирной культуры… он как магнит притягивает в свои ряды лучшие творческие силы, угадывая и раскрывая будущие таланты.

Г. Уланова

Большой театр учит, как «академия чувств», понимать мир прекрасного, воспитывает высокое чувство искусства, пленяет жизненностью и правдой, взывает к будущему, учит понимать прошедшее в совершенных образах, очищает душу и сердце, рождает уважение и нежность к настоящему высокому искусству.

Н. Тихонов

Возникновение Большого театра

Театр был основан 28 марта 1776 года. Князь П. Урусов, будучи любителем театра, получил награду от правительства быть директором театров, которые находились в Москве. Он был обязан построить за 5 лет великолепный театр, который стал бы украшением Москвы. Для театра было выбрано место на Петровской улице, поэтому он стал впоследствии называться Петровским. Расположен театр был на месте нынешнего Большого.

Построен был по проекту архитектора Розберга. В нем давались драматические, балетные и оперные спектакли. Ядро коллектива составили крепостные актеры Урусова, к которым присоединились актеры театральных трупп Н. Титова и Московского университета. В Петровском театре не было деления на оперную и драматическую труппы. Одни и те же актеры выступали как в опере, так и в драме. Коллектив пополнялся за счет талантливых крепостных актеров, которых дирекция театра покупала у помещиков.

В 1773 году при существовавшем тогда в Москве «воспитательном доме» была основана балетная школа под руководством балетмейстера И. Вальберха. Ее воспитанники вошли в труппу вновь созданного театра.

Репертуар театра отличался широтой и разнообразием. Однако основную, наиболее любимую и устойчивую часть репертуара составляли оригинальные произведения русских композиторов. Такими спектаклями Петровский театр откликался на запросы широкой публики, жаждавшей увидеть на сцене свое, родное, близкое и понятное искусство.

Примечательно, что отличительной чертой старого Петровского театра было наличие при театре своего рода художественного совета. В него входили актеры, драматурги, знатоки искусства. На этом совете распределялись роли, утверждались новые спектакли. Демократическая направленность и общедоступность — важнейшие черты старого Петровского театра.

В октябре 1805 года Петровский театр сгорел дотла. Труппа выступала в разных помещениях. Лишь в 1825 году состоялось торжественное открытие вновь отстроенного здания театра. Большой Петровский театр был одним из громаднейших в Европе, беспримерным по своему великолепию. Строил его архитектор О. Бове.

Яркая реалистическая выразительность, драматизм отличали и искусство московского балета. За период с 1815 по 1825 год русский балет окончательно самоопределился. Самой трудной задачей было создание своего национального классического танца. В это время в Москве начинает работать превосходный классический танцовщик и мимический актер, талантливый балетмейстер и педагог А. Глушковский.

Двадцатые — тридцатые годы XIX века ознаменовались для русского балета особенно яркими достижениями. Это было время утверждения на русской сцене романтического направления балета.

С 1842 года начинается новый этап в истории Большого театра. 7 сентября этого года на его сцене впервые был исполнен первенец русской музыкальной классики, отечественная героико-трагическая опера «Иван Сусанин» М. Глинки.

В марте 1853 года в здании Большого театра возник грандиозный пожар, уничтоживший внутренние помещения и почти все имущество. Через три года здание было отстроено заново по проекту архитектора Кавоса. Он исправил акустические и оптические недостатки старого здания. От прежнего сооружения остались лишь наружные стены и колонны переднего фасада.

В 1842 году управление московской сценой перешло к Петербургской дирекции императорских театров. если в предыдущие десятилетия московскому театру удавалось еще сохранить известную независимость своего репертуарного и общественного курса от политики петербургской дирекции. то теперь пренебрежительное отношение императорской конторы к самобытному русскому искусству коснулось и Москвы. Именно в те годы, когда создавались шедевры русской оперной классики, национальное искусство на московской сцене занимало положение пасынка.

В 1861 году дирекция императорских театров сдала Большой театр в аренду итальянской оперной труппе, которая выступала 4-5 дней в неделю, фактически оставив русской опере один день. Привилегированное положение иностранных гастролеров затрудняло работу русской труппы и мешало русской опере завоевать признание публики. Прогрессивные силы театра вели долгую и тяжелую борьбу с традициями придворного театра за национальную самобытность отечественного оперного и балетного искусства. Переломным моментом в истории театра можно считать постановку оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин».

Огромным завоеванием Большого театра было появление на его сцене опер композиторов «Могучей кучки», принадлежащих к вершинам русской оперной классики. в 1889 году состоялась премьера «Бориса Годунова» Мусоргского, в 1893 году — «Снегурочки» Римского-Корсакова, в 1898 году — «Князя Игоря» Бородина. Развивая и обогащая традиции Глинки и Даргомыжского, эти композиторы привели русскую композиторскую школу к небывалому расцвету, вывели ее на мировую арену. Во второй половине XIX века в труппе Большого театра сформировалась целая плеяда выдающихся русских певцов.

К концу XIX века балет Большого театра преодолел значительные трудности, из которых главной была борьба с постановочными приемами западноевропейской феерии-обозрения, и продолжал поиск новых путей развития хореографии, вопреки желанию императорских чиновников ликвидировать московскую труппу. На сцене Большого театра во второй половине XIX века выступали выдающиеся мастера танца, которые средствами своего искусства развивали национальные особенности русской хореографии и прославили русскую исполнительскую школу далеко за пределами России.

В 1877 году Большой театр ставит первый балет П. Чайковского «Лебединое озеро». Значение этой постановки новаторского для того времени произведения, насыщенного глубоким психологическим содержанием, основанного на симфонически развивающемся музыкальном материале неизмеримо велико. Она ознаменовала собой коренное изменение роли музыки в балете. Из второстепенного прикладного элемента, каким музыка была у популярных балетных композиторов XIX века, она стала важнейшей частью хореографического спектакля.

К началу XX века Большой вступает в пору расцвета, приобретает славу одного из крупнейших центров музыкально-сценической культуры. Репертуар театра включает лучшие произведения мирового искусства. К этому времени Большой театр располагает небывало мощными исполнительскими силами. Оркестр Большого театра под управлением выдающихся дирижёров сделался украшением московской музыкальной жизни, стал славой и гордостью театра. Отточенного мастерства достигает хор. К оформлению спектаклей привлекаются видные художники А. Васнецов, А. Головин, К. Коровин.

На рубеже XIX — XX яков полностью сформировался исполнительский стиль русских певцов, основанный на принципах свойственных русской музыкальной культуре. Это глубокая простота и человечность исполнения, верность передачи поэтического содержания музыки, правдивость пения, всегда несущего большую мысль и живое волнующее задушевно-искреннее чувство. Корифеи оперной труппы Большого театра утвердили живущие поныне реалистические традиции исполнения ролей русского оперного репертуара, сочетающие высокую культуру и технику вокального исполнения с глубоким проникновением в психологию образа, сценической правдой и простотой. С наибольшей яркостью и полнотой эти качества русского исполнительского стиля воплотились в творчестве гениального Ф. Шаляпина, явившего собой как бы живое олицетворение мощи творческих сил русского народа. Глубоко национальный художник, в равной мере великий как певец и как актер, Ф. Шаляпин поднял русское музыкально-драматическое искусство на недосягаемую высоту.

Начало XX века ознаменовалось также громадными сдвигами в развитии балета. Этому благоприятствовало то обстоятельство, что вслед за оперой и московский балет вновь обратился к русской классической музыке. Возглавивший в этот период балетную труппу Большого театра балетмейстер А. Горский провел реформу московского балета, реализовав на сцене театра идею художественного единства спектакля, синтезирующего танец, драматическое действие, музыку и живописное оформление.

Выдающиеся достижения русского оперного и балетного искусства в начале XX века не могут заслонить трудностей, стоявших на пути развития искусства в императорском театре, требовались коренные реформы, которые не могли быть осуществлены при господствовавшем государственном строе.

Большой театр и Великая Октябрьская социалистическая революция

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую страницу мировой истории. Ее воздействие глубоко сказалось на всех областях жизни нашей страны, в том числе и на театральном искусстве. Из казенного учреждения, или частной антрепризы, рассчитанной на вкусы избранной элиты, театр превратился в мощное орудие культуры, служащее массам. С первых же дней Советской власти Большой театр в ряду других крупнейших театров переходит в ведение Народного комиссариата по просвещению. Начиная с концертов-митингов, первых встреч с бойцами и командирами Красной Армии, рабочими и крестьянами — устанавливается тесная, нерасторжимая связь коллектива Большого театра с народом, широкой демократической аудиторией.

В сезоне 1918 -1919 годов в Москве начались симфонические концерты оркестра Большого театра в которых принимали участие крупнейшие мастера оперной сцены Большого театра. Но жизнь ставила перед Большим театром новую задачу — создание нового репертуара. Нелегко и непросто нашли советские либреттисты и композиторы путь к современной опере и балету.

К 10-ой годовщине Великого Октября Большой театр показал «Красный мак», сыгравший основополагающую роль в истории советского балета, так как в нем впервые были созданы полноценные яркие музыкально-хореографические образы современников. Очень плодотворной, позволившей накопить серьезный опыт, была работа коллектива театра над операми «Тихий Дон» и «Поднятая целина». Каждый год приносил новые премьеры, новые искания, в которых непрерывно обогащался опыт коллектива.

Большой театр во время Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война прервала мирный творческий труд Большого театра. Но его коллектив продолжал с честью выполнять свой гражданский долг. Верный своим творческим принципам, Большой театр СССР в грозные годы войны не прекращал работы над новыми произведениями. В годы войны искусство Большого театра вдохновляло народ на борьбу с фашизмом, было одним и символов Родины, воплощением красоты мирной жизни.

Большой театр в послевоенные годы

В послевоенные годы Большой театр обратился в частности к оперному творчеству братских народов. Удачи, достигнутые Большим театром СССР совместно с советскими композиторами на пути рождения новой драматургии, нового интернационального языка, новых содержательных образов имели принципиальное значение для всего советского искусства. За годы Советской власти Большой театр воспитал плеяду замечательных артистов оперы и балета.

В течение многих лет балет Большого театра возглавлял Ю. Григорович. Его деятельность составляет важный этап в развитии советского балетного театра. Поставленные им балеты отличает стремление насытить танец яркой драматической экспрессией, симфоническое развитие хореографического языка, глубокая образность. Особенно ярко творческие принципы Ю. Григоровича раскрылись в постановке балета «Спартак» А. Хачатуряна, ставшей наивысшим достижением советского балета последних десятилетий.

Велико значение Большого театра и на международной арене. Зарубежные гастроли театра оказали исключительное влияние на мировое музыкальное искусство, утвердили его коллектив как эталон высшего художественного мастерства, наглядно продемонстрировав всему миру выдающиеся успехи и достижения советского искусства.

В настоящее время Большой театр продолжает радовать нас красотой, новыми спектаклями, новыми идеями, новыми интересными талантами. Текущий репертуар Большого театра и в буквальном смысле текущий: «он течет», перетекает изо дня в день, из недели в неделю, из сезона в сезон обновляясь и, в то же время, оставаясь неотъемлемым в сущности своей, в главном, принципиальном, основополагающем.

Дирижер вышел к пульту. Вспыхнула музыка. Медленно движется золотой занавес. В затаивший дыхание зал доносятся звуки чудных песен и необыкновенно изящных танцев.

Прочитать о Большом театре вы можете здесь

Ссылка на публикацию: Фотоальбом «Большой театр СССР» История-Опера-Балет, под редакцией С.А.Лушина.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 5

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.